Министр «Открытого Правительства» Михаил Абызов подвел итоги по реализации риск-ориентированного подхода при государственном контроле и надзоре в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). Реформа продлится до 2024 года. Эту систему уже тестировали в МЧС, Федеральной налоговой службе (ФНС), Роспотребнадзоре, Ростехнадзоре и Роструде. Со следующего года такой подход распространят на санитарно-эпидемиологический и пожарный надзор, а также надзор в области связи. А уже с 2018 года все контролеры обязаны будут его применять. Ведомства, которые применяли у себя пилотный подход сообщили на какие категории поделили предпринимателей по группам риска и как часто собираются проверять. МЧС поделило на 5 степеней риска, при этом в 330 тыс. объектов попали в группы риска со значительной и высокой степенью. Им доведется столкнуться с обязательными проверками 1 раз в 3-4 года, остальные подвергнутся контролю 1 раз в 7-10 лет, а объекты с низкой степенью риска (более 700 тыс.) не будут подвергнуты плановым проверкам. ФНС привела статистику по которой проверкам подвергается одно малое предприятие из тысячи, на обычных снижение проверочных мероприятий составило 13%. В роли индикаторов ведомство использует сроки сдачи деклараций и уплаты налогов и отчетности по НДС. Так как контроль автоматический, то инспекторы приходят на предприятие зная уже что надо проверить. Роспотребнадзор ввел 6 категорий риска для 950 тыс. объектов. Те, кто находятся в категории низкорисковых это 32,5% проверяемых объектов. В зоне повышенного риска оказалось около 50% объектов. применяя риско-ориентированный подход ведомство проводит 80% проверок, при этом некоторые надзорные органы сообщают о 100%-ном внедрении подхода. Роспотребнадзор готов освободить от проверок только 23% компаний. Ростехнадзор поделил предприятия на 4 класса опасности и при внедрении риск-ориентированного подхода снизил количество проверок на 58% и 17% в 2014 и 2015 годах соответственно.
По мнению экспертов, это только начало и показатели пока будут меняться, но определятся окончательно только через 2-3 года. Пока надзорные органы сконцентрируются на сокращении числа проверок. Также Минэкономразвития должно представить предложения по оптимизации планов проверок на год в январе 2017 года. Соответствующие рекомендации будут представлены Аналитическим центром при Правительстве РФ. Уже в декабре 2017 года все 12 надзорных ведомств: МВД, МЧС, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор и Федеральная таможенная служба (ФТС) должны будут представить план сокращения проверок по низкой категории рисков. Количество контрольно-надзорных мероприятий на эти ведомства составляет порядка 90%. В сентябре они должны будут утвердить критерии по которым будут делить предпринимателей на группы риска и соответствующие реестры объектов.
Отметим, что предложения «Реформы ФАС» по 4АМП и иммунитетам и были по сути риск-ориентированным подходом — оставить в покое маленьких и мелкие нарушения, и заняться большими. Но если в 135-ФЗ под давлением экспертов и предпринимательского сообщества риск-ориентированный подход пошел, то в других сферах регулирования ФАС его не видно.
Мониторинг решений ФАС по делам о рекламе выявил следующее. Число дел по нарушениям Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – 38-ФЗ) выросло за 2007-2014 гг. в 2,6 раза (с 2800 до 7200), и превысило число дел в отношении хозяйствующих субъектов (5600), возбужденных по нарушениям Федерального закона «О защите конкуренции» (далее–135-ФЗ). Тревожной является тенденция продолжения роста числа возбужденных дел по рекламе на фоне стабилизации и некоторого сокращения числа дел по защите конкуренции (135-ФЗ). Примечательно, что рост числа дел по рекламе происходит при сокращении экономической активности и рекламного рынка. Мы связываем эту тенденцию с простотой возбуждения дел по рекламе при том, что требования к возбуждению дел по 135-ФЗ для сотрудников ФАС повышаются с принятием «четвертого антимонопольного пакета», закона об иммунитетах для малого бизнеса и других. Рост числа дел по рекламе происходит в том числе за счет курьезных дел, которые широко обсуждаются в СМИ.
- Страховая фирма РАСО — за рекламный слоган: «автострахование 5, 5 процентов — это хорасо» (ФАС России оскорбило нарушение правил орфографии, а также то, что у детей может нарушиться процесс становления грамотности).
- Костромское такси «Тройка» – за оскорбление хлеба, реклама гласила: «если в слове хлеб сделать 5 ошибок, то получится слово «такси».
- ООО «Кратос-Т» из г. Самара – за рекламу мороженого, на которой изображена девушка, «во рту которой находился раскрытый банан». Изображение сопровождалось надписью: «Всегда Хочу мороженое. Доставка всего замороженного!».
- Индивидуальный предприниматель из г. Хабаровска — за рекламу пива (повесил на стене магазина плакат с изображением креветки). И т.д.
Такие дела не способствуют повышению авторитета государственной власти и не дают развиваться малому бизнесу. Эксперты отмечают падение качества социологических опросов, вплоть до полного отсутствия методологии, которые проводит ФАС для определения нарушений 38-ФЗ.
В части закупок ситуация похожая. Наш анализ показывает, что контроль ФАС в рамках 44-ФЗ нельзя назвать эффективным. Отсутствие риск-ориентированной модели приводит к тому, что избыточное внимание уделяется мелким закупкам, а также торгам с высокой конкуренцией. Анализ проводился по решениям ФАС по 44-ФЗ, которые были оспорены в арбитражных судах в 2014 г. Всего в 2014 году в арбитражных судах РФ было обжаловано около 2,1 тыс. решений ФАС, принятых по 44-ФЗ. Таким образом, оспаривается около 8% всех принимаемых ФАС решений. Участники рынка отмечают, что, даже добившись справедливости в суде, зачастую невозможно пересмотреть итоги торгов. При этом, около 19% оспариваемых решений касаются законности включения в реестр недобросовестных поставщиков, 3% — проведения внеплановой проверки ФАС, остальные — оспаривание принятого решения об отмене результатов торгов, изменения условий торгов, определения победителя и т.д. 41% обжалованных в суде решений ФАС арбитражными судами отменяется (признается незаконными) полностью либо частично. При этом, при принятии в расчет решений апелляционной и кассационной инстанций показатель проигранных ФАС решений не меняется. Таким образом, перед ФАС стоит задача повышения качества и обоснованности принимаемых решений. Анализ показал, что почти 3/4 оспариваемых ФАС закупок могут быть отнесены к мелким по международной практике, т.к. имеют начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) менее 10 млн. руб. Закупки такого размера по международной практике относятся к мелким закупкам (в США 150 тыс. долл., в ЕС — 150 тыс. евро). К аналогичным выводам приходит Аналитический центр при Правительстве РФ. Хотя в отличие от нашего исследования, АЦ были взяты данные не по обжалованным в судах, а по всем закупкам. Так, выясняется, что ФАС возбуждает дела даже по мельчайшим закупкам – 9,8% всех дел по данным АЦ и 8% — по нашим данным, возбуждены ФАС России по закупкам на сумму менее 100 тыс. руб.
Также ФАС предлагает ввести регулирование тарифов на вывоз ТБО (почти весь сектор — МСП).