Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «МУК №1″(г. Белгород), но снизил штраф в 2 раза, подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Это очередное «серийное» дело ФАС против управляющих компаний и ТСЖ за «монополизм» в границах дома или координацию действий операторов связи.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ООО «МУК №1» по признакам нарушения части 5 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в совершении действий, направленных на координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, в частности, выразившихся в согласовании действий операторов связи относительно размещения на общем имуществе многоквартирных домов оборудования и линий связи на основании заключения возмездных соглашений на пользование общим имуществом многоквартирного дома, и в препятствовании деятельности в области оказания услуг связи тем из операторов связи, кто не вступал в такое соглашение. Также ООО «МУК №1» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 КоАП в виде штрафа в размере 1 000 000 руб.
По информации, представленной ПАО «Ростелеком» (от 15.01.2016 №140.01) и ООО «Зеленая точка Белгород» (от 29.12.2015 № 23), между ними и ООО «МУК №1» заключены индивидуальные возмездные договоры на размещение оборудования связи в пределах многоквартирных домов, находящихся в управлении последнего. В связи, с чем каких-либо препятствий относительно допуска к установленному оборудованию со стороны ООО «МУК № 1» не осуществлялось.
В рамках указанных договоров управляющая организация обязуется представить операторам услуг связи право пользования общим имуществом МКД. А именно право на размещение телекоммуникационного оборудования и связи в помещениях, относящихся к общему имуществу управляющей организации и конструктивных элементах многоквартирных домов. Создать условия и осуществлять контроль при размещении, эксплуатации и обслуживании оборудования оператора в целях осуществления последним уставной деятельности, в соответствии с действующим законодательством.
По мнению ФАС, деятельность операторов в отношении абонентов по предоставлению услуг связи в МКД, находящихся в управлении ООО «МУК №1», ставится последней в зависимость от наличия возмездного соглашения, что свидетельствует о необходимости согласования операторами своих действий с ООО «МУК №1» по предоставлению услуг связи.
Суд установил, что управляющая организация не вправе самостоятельно принимать решение об определении возможности доступа за плату, порядка пользования организацией связи общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер за которые установлен в сумме 100 тыс. руб. и более, может быть снижен на основе требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Учитывая конкретные обстоятельства, установленные при рассмотрении данного дела, суд полагает, что наложение на ООО «МУК №1» административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности, влечет избыточное ограничение прав ООО «МУК №1», существенные обременения, которые при привлечении его к административной ответственности могут привести к негативным последствиям. Суд считает возможным уменьшить обществу размер административного штрафа ниже низшего предела, установив его в размере 500 000руб. (Дело № А08-501/2017))