Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, подтвердив тем самым решение судов первой и апелляционной инстанций. При этом, Верховный суд отказал ФАС в передаче ее кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Исполкома по признакам нарушения ст.16 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении согласованных действий с целью выполнения подрядных работ с предварительно определенным лицом что привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
07.11.2016 между Комитетом и АО «Танеко» достигнуто соглашение о финансировании компанией ремонтных работ в технопарке «Кванториум», определить подрядную организацию предложено заявителю самостоятельно. Извещение о приеме предложений на выполнение работ по капитальному ремонту здания детского технопарка «Кванториум» за счет промышленного предприятия размещено на официальном сайте, сообщение о готовности выполнения работ поступило только от ООО «Энергосила-НК». Суды пришли к выводам, что при отсутствии доказательств, свидетельствующих о недопущении Исполкомом иных хозяйствующих субъектов, имевших намерение участвовать в осуществлении подрядных работ по капитальному ремонту технопарка, вывод ФАС о наличии в действиях Исполкома, АО «Танеко» и ООО «Энергосила-НК» нарушения Закона о защите конкуренции ошибочен.
АО «Танеко» было получено согласование ПАО «Татнефть» о выделении пятнадцати миллионов рублей на проведение капитального ремонта технопарка «Кванториум». АО «Танеко» 15.02.2017 заключен с комитетом договор благотворительного пожертвования денежных средств для оплаты работ по ремонту здания детского технопарка в городе Нижнекамск, по условиям которого компания осуществила благотворительное пожертвование на сумму 14 998 732 рублей 20 копеек, перечислив денежные средства исполнителю — ООО «Энергосила-НК».
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФАС не доказано создание указанными лицами необоснованных препятствий к осуществлению деятельности иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичные виды деятельности и способным конкурировать в этой сфере, в связи с чем признал оспариваемое решение недействительным.
Судом указано, что финансирование выполнения работ бюджетом Нижнекамского муниципального района не предусматривалось, сообщений о готовности выполнения работ от иных хозяйствующих субъектов, имевших намерение участвовать в осуществлении подрядных работ по капитальному ремонту технопарка, не поступало. Суды апелляционной инстанции и округа поддержали выводы суда первой инстанции.
Кроме того, судами отмечено, что действующим законодательством не предусмотрен порядок проведения органами местного самоуправления торгов в случае финансирования коммерческими организациями подрядных работ в целях дальнейшей передачи их результата в порядке благотворительности в муниципальную собственность. Суд кассационной инстанции подтвердил позицию судов первой и апелляционной инстанций. (Дело № А65-42632/2017)