Источник изображения

Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против администрации по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении контрактов МОУ «СОШ с. Воскресенское» с Государственным автономным учреждением «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области» (Агентство), как с единственным подрядчиком. ФАС вынесла постановление о назначении агентству штрафа в размере 744 218 руб.
17.08.2016 администрацией объявлен открытый конкурс на выполнение работ (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов системы теплоснабжения МОУ «СОШ с. Воскресенское». Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 13 036 995,09 руб. На участие в конкурсе подана одна заявка – от Агентства. Решением администрации о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком МОУ «СОШ с. Воскресенское» согласовано заключение контракта с Агентством. Между МОУ «СОШ с. Воскресенское» и Агентством заключён энергосервисный контракт на выполнение работ (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности использования энергоресурсов системы теплоснабжения МОУ «СОШ с. Воскресенское». Цена указанного контракта составила 12 983 934,21 руб.
Глава Воскресенского района, не являясь стороной по контракту, направил в адрес учреждения письмо с просьбой согласовать расторжение контракта по соглашению сторон по причине того, что у МОУ «СОШ с. Воскресенское» отсутствует потребность в получении полного комплекса услуг (мероприятий), предусмотренных указанным контрактом. Агентством в адрес главы Воскресенского района направлено письмо, в котором Агентство выразило согласие на расторжение контракта с возмещением фактически понесённых затрат, связанных с исполнением контракта. Агентством и МОУ «COШ с. Воскресенское» было заключено соглашение о расторжении контракта в связи с отсутствием потребности заказчика в услугах, предусмотренных условиями контракта. МОУ «СОШ с. Воскресенское» и Агентством заключены договор на разработку проектной документации по техническому перевооружению системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с. Воскресенское» и договоры на проведение работ по техперевооружению системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с. Воскресенское».
Решение об отсутствии потребности в получении полного комплекта услуг, предусмотренных контрактом, принимал учредитель школы – администрация. Одновременно в своём письме МОУ «СОШ с. Воскресенское» отмечает, что не обращалось в администрацию по вопросу отсутствия потребности в получении полного комплекта услуг. Расторжение контракта по соглашению сторон инициировано администрацией. До заключения Агентством энергосервисного контракта им был объявлен запрос ценовых котировок в целях реализации энергоэффективных мероприятий и закупки необходимого оборудования, по итогам которого между Агентством и ПАО «Ростелеком» был заключён договор на поставку продукции стоимостью 1 527 500 руб. (котлы наружного размещения сдвоенные Micro New NR теплопроизводительностью 250, 300, 400 кВт с АСУ (2 этап).
Как указали суды, данные действия Агентства возможно реализовать только при наличии между Агентством, администрацией и МОУ «СОШ с. Воскресенское» соглашения. Судами установлено, что в соглашении о расторжении контракта указано, что контракт был исполнен на сумму 1 951 446 руб.
Суды установили, что мероприятия, предусмотренные контрактом, не ограничиваются поставкой котлов, а содержат в том числе мероприятия по обследованию системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с. Воскресенское», формированию пакета документов, сбору информации об объекте, а также проектно-сметные работы, строительно-монтажные работы, демонтажные работы, работы по техприсоединению, строительный контроль, сдачу объекта, оборудования в эксплуатацию заказчику, достижение предусмотренного контрактом размера экономии и техническое сопровождение.
Акт о приёмке выполненных работ и указанные пояснения свидетельствуют о том, что Агентство приступило к выполнению работ по монтажу оборудования на открытой площадке, минуя работы, предусмотренные этапами №№ 1-2 техзадания. Работы, предусмотренные этапом № 2 техзадания, выполнены в части сбора данных для разработки проектно-сметной документации. По ранее заключённому договору между Агентством и ООО «Геоспецстрой» были собраны первичные данные и проведены обмеры объекта для разработки проектно-сметной документации. До начала исполнения контракта Агентство обладало информацией и сведениями, необходимыми для выполнения работ, предусмотренных этапами №№ 1-2 техзадания, что создало преимущественные условия данному хозсубъекту при участии в открытом конкурсе.
Судами установлено, что затраты, понесённые Агентством, составили 1 527 500 руб., в то время как в соглашении о расторжении контракта значится сумма 1 951 446 руб. Таким образом, суды пришли к выводу, что указанные действия Агентства направлены на получение прибыли путём только поставки котлов в МОУ «СОШ с. Воскресенское», а не выполнения всех предусмотренных контрактом мероприятий. После расторжения контракта между МОУ «COШ с. Воскресенское» и Агентством был заключён договор, цена договора – 368 507,42 руб. Предметом договора являлось выполнение работ по разработке проектной документации на техническое перевооружение системы теплоснабжения здания МОУ «COШ с. Воскресенское». Между МОУ «COШ с. Воскресенское» и Агентством был заключён ряд договоров на выполнение работ по техническому перевооружению системы теплоснабжения здания МОУ «COШ с. Воскресенское».
Как указали суды, заключение указанных договоров, содержащих конкретные показатели видов работ, материалов и оборудования, невозможно при условии заключения договора на разработку проектной документации на техперевооружение системы теплоснабжения здания МОУ «COШ с. Воскресенское» в тот же день, поскольку определение предметов договоров, заполнение ведомостей объёмов и работ по договорам возможно по итогам исполнения Агентством работ по договору, поскольку необходимость приобретения конкретного оборудования и выполнения работ возможно определить после разработки проектно-сметной документации. Указанные договоры на общую сумму 2 088 205 руб. заключены на условиях предоплаты в размере 100% цены договора и оплачены МОУ «COШ с. Воскресенское» согласно платёжным поручениям в день их заключения.
Между Агентством и ООО «АльянсСС» был заключён договор на подрядные работы, согласно которому ООО «Альянс-СС» приняло на себя обязательства по выполнению работ по техперевооружению системы теплоснабжения здания МОУ «СОШ с. Воскресенское». Срок выполнения работ определён по 14.04.2017, стоимость работ составила 1 445 171,18 руб. При этом общая сумма договоров на выполнение работ по техперевооружению системы теплоснабжения составила 1 719 725 руб., что на 274 553,82 руб. превышает цену договора, заключённого между Агентством и ООО «Альянс-СС». Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о намерении Агентства получить прибыль путём исполнения работ по договорам, а не в рамках энергосервисного контракта. Как указали суды, целью энергосервисного контракта является исполнение Агентством работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объекта теплоснабжения здания МОУ «СОШ с. Воскресенское». Действия по расторжению контракта и заключению вышеуказанных договоров не способствуют реализации цели энергосервисного контракта. (Дело № А57-12370/2018, № А57-5523/2019)