Источник изображения

Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Омскгоргаз» (г. Омск), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции. ФАС не понравилось, что компания отклонила одну из 7 заявок на участие в запросе предложений, то есть служба вмешалась в высококонкурентные торги. Примат процедурного контроля приводит к тому, что ФАС не проводит анализ, могло ли повлиять, и повлияло ли вообще отстранение одного из 7 участников конкурентной процедуры на ее результат, на конечную цену и т.д.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения части 1 статьи 17 №135-ФЗ, выразившегося в ограничении, устранении, недопущении конкуренции при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию и экспертизе промбезопасности в 2018 году для нужд АО «Омскгоргаз».
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru АО «Омскгоргаз» разместило извещение о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию и экспертизе промбезопасности в 2018 году для нужд АО «Омскгоргаз». Согласно указанному извещению о проведении закупки (в редакции от 05.03.2018) прием заявок на участие в закупке осуществлялся с 28.02.2018 по 20.03.2018. Дата рассмотрения заявок — 21.03.2018. Дата подведения итогов закупки — 26.03.2018. На участие в закупке поступило 7 заявок от следующих лиц: ЗАО «ЦТБиД «Полисервис», ООО «СибЭнергоРемонт», ООО «Технология», ООО «Лидер-Эксперт», ООО «МЕТАМ», ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности», ООО «Экспертнокоммерческая фирма «ДиаЛог».
ЗАО «ЦТБиД «Полисервис» отказано в допуске в связи с непредставлением в составе заявки на участие в запросе предложений копии свидетельства об аккредитации лаборатории на виды работ по разрушающему контролю с приложениями, отсутствием в справке о материально-технических ресурсах приборов для технического диагностирования газопроводов без вскрытия грунта (бесшурфового). Победителем признано ООО «Лидер-Эксперт».
ФАС пришла к выводу о том, что у компании отсутствовали основания для отказа ЗАО «ЦТБиД «Полисервис» в допуске по причине не представления им в составе заявки копии свидетельства об аккредитации лаборатории на виды работ по разрушающему контролю с приложениями. При этом в решении ФАС указала, что установление АО «Омскгоргаз» в документации требования о наличии у участника закупки собственной аккредитованной лаборатории на виды работ по разрушающему контролю, без права привлечения такой лаборатории на договорной основе не основано.
Согласно позиции суда, действия АО «Омскгоргаз» получили правильную оценку со стороны ФАС и впоследствии – суда первой инстанции, поскольку таковые не соответствуют требованиям действующего правового и технического регулирования и нарушают права и законные интересы как участников закупки, так и иных потенциальных лиц, обладавших намерениями к участию в закупке.
Суд также установил, что совместно с документацией АО «Омскгоргаз» на официальном сайте размещен проект договора с приложениями, в соответствии с которым исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по техническому диагностированию и экспертизу промбезопасности для нужд АО «Омскгоргаз» на условиях и в сроки предусмотренных договором и техзаданием. При этом техзадание проекта договора не соответствует техзаданию документации). Кроме того, нормативные документы, которыми исполнитель обязан руководствоваться при производстве работ в рамках договора с учетом приведенных его условий, утратили силу.
Согласно позиции суда, сформулировав указанным выше образом условия документации и, в частности – требования к участникам, АО «Омскгоргаз» тем самым ограничило круг возможных участников закупки, которые в силу указанного ограничения не приняли решения о подаче заявок, осознавая отсутствие перспективы победы в запросе предложений. Учитывая, что предъявленное компанией спорное требование к участникам запроса предложений о наличии собственной аккредитованной лаборатории на выполнение работ по разрушающему контролю не является обязательным в силу правового регулирования, рассматриваемые действия АО «Омскгоргаз» по мнению ФАС фактически создали возможность ограничения конкуренции, поскольку напрямую исключили участие в процедуре участников гражданского оборота не соответствующих указанному требованию, но имеющими возможность привлечения такой лаборатории на договорной основе. (Дело № А46-7542/2018)