Источник изображения

Арбитражный суд Уральского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Министерства по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении соглашения, которое могло привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.
Между Министерством и ООО «ФлагманСтрой» на основании пункта 31 части 1 статьи 93 № 44-ФЗ был заключен государственный контракт № 15с по купле-продаже нежилого здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, ш. Копейское, д. 13-п, площадью 3268,1 кв.м.
09.01.2014 между Министерством и ООО «СибПромГражданПроект» по итогам открытого аукциона в электронной форме заключен государственный контракт № 2013.272277 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектно-сметной документации на стадии рабочей документации по рассматриваемому объекту.
02.04.2014 между ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» и Министерством заключен государственный контракт № 496/3с на проведение государственной экспертизы проектной документации, включая сметы, по объекту «Строительство здания для размещения специализированного учреждения, в том числе проектно-изыскательские работы». 17.06.2014 ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» выдано отрицательное заключение государственной экспертизы № 74-5-5-0299-14.
20.05.2014 Министерством на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0169200001114000026 о проведении торгов на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство здания для размещения специального учреждения, в том числе ПИР». Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) 131 836 248,81 рублей. 25.06.2014 на основании решения и предписания ФАС от 11.06.2014 № 313-ж/14 указанная закупка отменена.
30.06.2014 Министерством на сайте повторно размещено извещение № 0169200001114000038 о проведении торгов на выполнение строительно- монтажных работ по объекту «Строительство здания для размещения специального учреждения, в том числе ПИР». НМЦК — 131 836 248,81 рублей. Указанное извещение о проведении торгов повторно размещено несмотря на отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. 15.07.2014 на основании решения заказчика указанная закупка отменена.
Ссылки ООО «ФлагманСтрой» на то, что здание могло быть построено в интересах самого ООО «ФлагманСтрой», судом отклоняются, учитывая специализированный характер данного здания, и возможность его использования не в целях предпринимательской деятельности, а только по целевому назначению. Суд не может согласиться с доводами о том, что указанное движимое имущество необходимо для функционирования именно здания, поскольку само по себе, наличие либо отсутствие упомянутого движимого имущества, не влияет на функциональные особенности строения, как такового.
Также, по мнению суда, ФАС верно установила географические границы товарного рынка (Челябинская область). Анализ состояния конкуренции показывает, что рынок строительства нежилых зданий, а также рынок торговли движимым имуществом на территории Челябинской области являются конкурентными. По мнению суда, действия Министерства и ООО «ФлагманСтрой» привели к нарушению антимонопольного законодательства на рынке строительства нежилых зданий.
Также, суд отмечает, что о наличии соглашения свидетельствует факт проведения ООО «ФлагманСтрой» именно государственной экспертизы, что в контексте части 3.4 статьи 49 ГрК РФ является обязательным для всех объектов, строительство которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. (Дело № А76-27590/2016)