Источник изображения

Арбитражный суд Уральского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Администрации Чебаркульского городского округа (Челябинская обл.), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций.
Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против администрации по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в передаче МУП «Теплоком» по договору хозяйственного ведения объектов системы водоснабжения, в нарушение законодательства о водоснабжении и водоотведении, а также о согласованных действиях администрации, МУП «Теплоком», ООО «ЧПВ», «ЧПК», которые фактически привели к устранению с рынка ООО «Чебаркульгорводоканал».
Постановлением администрации объекты водоснабжения и водоотведения переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоком». Документов, подтверждающих наличие права муниципальной собственности Чебаркульского городского округа на объекты водоснабжения и водоотведения, администрацией не представлено. Вместе с тем, указанные объекты включены в реестр муниципальной собственности. Администрацией также принято постановление, которым ООО «ЧПВ» наделено статусом гарантирующей организации на осуществление водоснабжения на территории Чебаркульского городского округа, ООО «ЧПК» — статусом гарантирующей организации на осуществление услуг по водоотведению на территории округа.
Путем наделения администрацией ООО «ЧПВ», «ЧПК» статусом гарантирующей организации на осуществление водоснабжения и водоотведения, компаниям предоставлена возможность заключения договоров с абонентами на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.
Письмом администрации в адрес МУП сообщается, что администрация не возражает в передаче имущества водопроводно-канализационного комплекса в аренду по договору аренды сетей и инженерных сооружений ООО «ЧПВ» и по договору аренды сетей и инженерных сооружений ООО «ЧПК», наделенных статусом гарантирующих организаций. Поскольку полномочия собственника муниципального имущества осуществляет управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа, у администрации отсутствовали основания для дачи согласия на заключение указанных сделок.
Между МУП «Теплоком» и ООО «ЧПВ» и «ЧПК» заключены договоры аренды сетей. В свою очередь, ООО «ЧПВ» и ООО «ЧПК» в адрес Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (МТРиЭ) направлены обращения об установлении тарифов на питьевую воду для оказания услуг холодного водоснабжения и на водоотведение. Постановлениями МТРиЭ утверждены тарифы на питьевую воду, транспортировку воды и долгосрочные параметры для ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», на водоотведение для ООО «Чебаркульское предприятие канализации». После заключения договоров аренды сетей между МУП «Теплоком» и ООО «ЧПВ», а также между МУП «Теплоком» и ООО «ЧПК» и установления компаниям тарифов МУП в адрес управления муниципальной собственности Чебаркульского округа направлено обращение о даче согласия на передачу во временное владение компаниям сетей сроком на 11 месяцев.
Судами сделан вывод о том, что администрация в лице Межведомственной комиссии, несмотря на требование действующего законодательства о необходимости заключения концессионного соглашения, согласовала передачу объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе путем заключения договора аренды. Письмом управление уведомило МУП «Теплоком» о принятии протоколом Межведомственной комиссии указанного решения. Судами установлено, что администрацией в нарушение положений законодательства в хозяйственное ведение МУП «Теплоком» переданы объекты водоснабжения и водоотведения, право муниципальной собственности на которые не оформлено.
Суды отметили, что действия администрации по направлению в адрес МУП «Теплоком» письма, которым сообщается, что администрация не возражает в передаче имущества водопроводно-канализационного комплекса в аренду ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и «Чебаркульское предприятие канализации», без проведения торгов не соответствуют Закону о водоснабжении и водоотведении и №135-ФЗ, поскольку приводят или могут привести к предоставлению преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности двум указанным компаниям.
По мнению ФАС, совокупность действий администрации, МУП «Теплоком», ООО «ЧПК», «ЧПВ» свидетельствует о заключении соглашения, направленного на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения. Без проведения конкурентных процедур, администрацией принято Постановление, наделяющее ООО «ЧПВ» и «ЧПК» статусом гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территории Чебаркульского городского округа, позволяющим указанным компаниям заключать договоры с абонентами на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, а также и дано согласие на заключение МУП «Теплоком» договоров аренды сетей с указанными организациями без проведения торгов, что способствовало содействию по установлению компаниям тарифа на питьевую воду, транспортировку воды и на водоотведение.
Судами сделаны выводы о том, что поведение администрации изначально являлось намеренным и целенаправленным действием в целях передачи указанных объектов в пользование конкретных хозсубъектов в обход процедуры проведения торгов. Соответственно, данные факты свидетельствуют о достижении администрацией, МУП «Теплоком», ООО «ЧПВ», «ЧПК» определенной договоренности, которая может привести к ограничению в доступе иным хозсубъектам к объектам водоснабжения и водоотведения.
Судами установлено, что после расторжения договоров аренды ООО «ЧПВ» и «ЧПК» продолжают пользоваться объектами водоснабжения и водоотведения и получать плату за оказание рассматриваемых услуг. При этом, администрация не принимает меры по возврату объектов водоснабжения и водоотведения и передаче их в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд отметил, что администрацией торги на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения до настоящего времени не проведены. Таким образом, бездействие администрации по неизъятию из фактического пользования ООО «ЧПВ», «ЧПК» объектов водоснабжения и водоотведения позволяет указанным хозсубъектам использовать объекты коммунальной инфраструктуры и осуществлять деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения.
Согласно позиции судов, действия администрации, МУП «Теплоком», ООО «ЧПВ», «ЧПК» привели не только к ограничению конкуренции на рынке услуг по очистке воды и водоснабжению, услуг по водоотведению, но и обеспечению выхода на рынок по очистке воды и водоснабжению. (Дело № А76-39878/2017)