0_5a5c9_49317f55_XXL

Напомним, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что госучастие в экономике необходимо снижать, так как это чрезмерное влияние государства на экономику вредит конкуренции. Для этого ФАС подготовила Указ Президента и Национальный план по развитию конкуренции в котором указываются способы, в числе которых сокращение рыночной доли ГУПов и МУПов, через запрет им приобретать новые активы, а также избавляться от принадлежащих активов не только от непрофильных через разработанные программы отчуждения этих самых активов. При этом по мнению специалистов Российской академии наук (РАН) такая инициатива является абстрактной и ни к чему хорошему не приведет. Возникает ряд вопросов, что конкретно делать в таких случаях, любой ценой приватизация активов? Также в РАН отмечают необходимость концентрации внимания ведомства на борьбе с картелями нежели на абстрактном госприсутствиии в экономике.

По данным экономистов РАН, в нормальных странах показатель по госквоте (отношение расходов госбюджета совокупного к ВВП) составляет от 50 до 57%, в то время как в России этот показатель находится на уровне 36-37%. Получается, что Россия суперрыночная страна. При этом важна не собственность, а конкуренция на рынке, которую нужно создавать путем борьбы с картелями и созданием новых предприятий. Формальная забота о приватизации госкорпораций частными лицами это не важна для конкуренции, считают эксперты РАН.

При этом в начале февраля в Правительстве обсуждался вопрос приватизации ВТБ, РЖД и ФГУП «Почта России», что позволит стабилизировать рубль, по мнению экспертов. Хотя в интервью известиям Первый Вице-премьер Игорь Шувалов опроверг информацию о планах приватизации РЖД.

В соответствии с пунктом 6 проекта Национального плана предусматривает запрет на приобретение государством акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на конкурентных рынках.Однако развитые государства могут вступить в капитал компаний на конкурентных рынках, либо в интересах национальной безопасности, либо чтобы поддержать их в период кризиса, либо по иным основаниям. Например, на протяжении длительного времени по 20% составляют доля Французского правительства в компании Renault и доля Федеральной земли Нижняя Саксония в Германии в компании Volkswagen. Правительство США в кризисное время спасло General Motors от банкротства, не только предоставив ему финансовую помощь, но и став владельцем 60% акций[1]. Также в разгар кризиса Правительство США вошло в капитал крупных банков. В самой быстрорастущей экономике мира – китайской – несмотря на приватизацию, правительство сохраняет пакеты в 1000 крупных предприятий. Другими словами, поддерживая курс Правительства РФ на поэтапный выход из капитала некоторых госпредприятий, нельзя согласиться с предложением ФАС полностью запретить государству покупать акции компаний на конкурентных рынках. Это лишит Россию возможности поддержать бизнес в кризисной ситуации, и одного из важных инструментов промышленной политики.

В целом, предложения Проекта указа и Национального плана можно охарактеризовать как худший вариант «вашингтонского консенсуса» начала 1990-х, от которого впоследствии отказались даже многие его разработчики. Реализация проекта Указа в представленной редакции поставит Россию на один уровень с беднейшими странами Африки и Латинской Америки, сорвет наметившиеся положительные тенденции по диверсификации экономики, закрепит роль России как сырьевого придатка.

[1]Сегодня компания снова является прибыльной, начинает возвращать кредит, а госпакет сократился до 30%