Как мы уже писали, Минэкономразвития дало отрицательную оценку регулирующего воздействия на так называемый пятый антимонопольный пакет (законопроект о цифровой экономике), подготовленный Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Однако очевидно, что ведомство Игоря Артемьева не оставит попыток провести этот документ, либо отдельные его нормы в других законопроектах. Почему пятый пакет вызвал отрицательную оценку Минэка и бурную негативную реакцию российского ИТ-сообщества?
Пятый пакет содержит много красивых слов о цифровой экономике, четвертой промышленной революции и big data. Однако осталось непонятным, зачем нужно регулировать сферу, зачем необходимо вмешательство антимонопольного органа, если Россия действительно обгоняет страны со сходным уровнем экономического развития и даже некоторые развитые страны в части проникновения мобильной связи и Интернета, их качества, доступности и числа игроков. Зачем пытаться регулировать то, что хорошо работает без регулирования?
ФАС этого не объясняет. Зато представители малого и среднего ИТ- и фармбизнеса в один голос назвали инициативу ФАС попыткой госрейдерства. Разгромный отзыв написал на пятый антимонопольный пакет и один из признанных лидеров российского ИТ-рынка – Mail.ru. По мнению гендиректора Mail.Ru Group Бориса Добродеева, пятый пакет ФАС поставит крупные российские интернет-компании в «заведомо неконкурентное положение по отношению к зарубежным игрокам», инициативы ФАС направлены на продвижение интересов отдельной незначительной части интернет-бизнеса в ущерб всей отрасли.
Артемьев в интервью Ъ с гордостью заявляет «пакет — прорывное явление. Мы — второе государство в Европе после Германии, которое уже подготовило закон, который отвечает на вопросы цифровизации». А представители ИТ-индустрии указывают в качестве примера неудачного эффекта от введения аналогичных инициатив на европейский опыт, и в результате «в Евросоюзе так и не сформировались собственные значимые игроки в области интернет-коммуникаций, социальных сетей или поисковых технологий — платформ, привлекающих наибольший объем аудитории и создающих наиболее сложные и продвинутые технологии. Даже простому обывателю очевидно, что в части ИТ-технологий нужно смотреть скорее на американский опыт, а немецкий ценен в промышленности, автомобилестроении, социальном партнерстве. Но руководство ФАС с упорством, достойным лучшего применения, уже не первый раз продвигает практики, доказавшие свою неэффективность в зарубежных странах.
Предложение пятого пакета ФАС по созданию недискриминационного доступа к персональным данным угрожает не только ИТ- компаниям, но и ущемляет права и свободы граждан, повышает риски преступности и кибермошенничества. Американская модель регулирования, при которой данные пользователей принадлежат компаниям, благоприятно сказалась на развитии интернет-компаний в США, о чем говорит существование таких гигантов, как Google и Facebook. В рамках же инициативы ФАС интернет-компании лишатся интеллектуальных прав на общедоступные данные своих пользователей в интернете. Это создаст преимущества для зарубежных компаний на рынке, а также приведет к появлению неконтролируемого, в т.ч. серого, рынка персональных данных граждан России.