Президентом России были внесены в Госдуму поправки в Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственном оборонном заказе», упрощающие расходование бюджетных средств исполнителями. Эти поправки позволят головному исполнителю гособоронзаказа возмещать из авансов расходы, понесенные ранее при создании запаса комплектующих, также проводить расчеты при возникновении ситуаций с выполнением заказа до получения аванса с учетом удлиненного цикла производства, и получать прибыль уже из аванса, обусловленной контрактом. То есть, предприятия смогут рассчитываться с банками по процентам от кредитов. А также новые поправки позволят выплачивать из аванса налоги и расходы для сотрудников. А вот субподрядчики, кто не захочет заключать контракт будут оштрафованы.
Изменения, внесенные при участии ФАС в ГОЗ и вступившие в силу практически немедленно, 1 июля 2015 года, требовали от предприятий открытия отдельного специального счёта для каждого оборонного контракта по всей технологической цепочке, вплоть до производителей сырья. Соответствующие требования российские предприятия начали получать уже в августе. Некоторые эксперты утверждают, что их результатом станет уход или уничтожение малого бизнеса в этой сфере. Подчинение коммерческого процесса удобству проверяющих структур вопреки производственной целесообразности представляется тяжким бюрократическим извращением, которое способно блокировать выполнение оборонного заказа и нанести невосполнимый вред ОПК.
Ведь многие незначительные по стоимости и объёму, но совершенно необходимые для разного рода вооружений детали производятся малыми предприятиями, для которых выполнение этого требования оказывается запретительно дорогим. Они просто не могут позволить себе роскошь открывать отдельные счета по копеечным контрактам, суммы которых часто сопоставимы со стоимостью обслуживания этих счетов. Между тем ни на какие другие счета оплату гособоронзаказа перечислять не будут: вы можете выполнить все свои обязательства, но без отдельного специального счёта не получите ни копейки. Новые поправки разрешают головному исполнителю ГОЗа возмещать из авансов расходы, понесенные ранее при создании запаса комплектующих, оплачивать затраты, возникшие из-за начала выполнения заказа до получения аванса, а также получать из аванса часть прибыли, по контракту. Предприятия тем самым смогут погашать проценты по кредитам, а также выплачивать платежи по налогам и компенсировать расходы сотрудникам. При этом для монополистов-субподрядчиков, не желающих заключать контракт, будут введены штрафы.
«Доходило до маразма – мы не могли заплатить командировочные сотрудникам, которые ездят на полигоны», – рассказывает сотрудник оборонной промышленности. По его словам, мотивы резкого ужесточения правил расходования бюджетных средств были понятны учитывая происходящий процесс открытых хищений, особенно в кораблестроении, но «гайка была перекручена». Будем надеяться, что после президентских поправок ситуация нормализуется.
Также «Деловая Россия» предлагает пойти по пути формирования территориально-промышленных кластеров. Сильной стороной кластерного подхода является так называемая возможность «командной игры» госкомпании со своими поставщиками в целях развития поставщиков до того уровня, на котором поставляют качественную продукцию по выгодной цене. Кластерный механизм закупок, который начал внедряться в крупных корпорациях с госучастием в случае успешности его применения может быть распространен на все интегрированные структуры ОПК. Это расширит список доступных для компаний МСП банков и позволит очистить рынок от недобросовестных участников торгов. В современном реформировании системы отношений в сфере ГОЗ можно выделить два базовых тренда: 1. повышение эффективности антизатратных механизмов при производстве военной продукции и всесторонний контроль выделенных бюджетных средств; 2. формирование пула надежных поставщиков на всех уровнях кооперации в целях бесперебойного исполнения ГОЗ, повышения технологического совершенства поставляемой продукции и комплектующих. Руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по мониторингу реализации дорожной карты «Расширение доступа МСП к госзакупкам» член генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов считает, что для полноценного запуска механизма кластерных закупок необходимо ввести понятие «обоснованное ограничение конкуренции», выделить самостоятельный вид закупок в рамках территориально-промышленных кластеров при госкомпаниях и провести конкурсы по организации производства с последующим заключением долгосрочного контракта. По его словам, целесообразно также сохранить за госкомпаниями возможности учитывать закупки в территориально-промышленном кластере у МСП в выполнении 18%-ной квоты закупок у малого и среднего бизнеса. Территориально-промышленные кластеры уже начинают организовываться на базе ПАО «ОАК», ОАО «РЖД», ПАО «Камаз», ГК «Росатом», ГК «Автодор», ОАО «АК «Транснефть».