Представляем презентацию исследования системы государственных закупок России, проведенного Институтом повышения конкурентоспособности. С этим результатами этого исследования директор Института Алексей Ульянов ознакомил участников Петербургского международного юридического форума, ряда конференций по тематике государственных закупок. Основные выводы исследования: созданная в России система противоречит мировому опыту, так как преимущественным способом закупки является аукцион (почти 60 госзаказа против менее 5% в развитых странах), приматом мелочного процедурного контроля, в то время как в развитых странах упор делается на контроль за результатами закупок и финансовый контроль. Де факто принципом российской контрактной системы стала презумпция виновности заказчика, в то время как в США главным принципом является партнерство заказчика и поставщика.
Аукцион, подходящий для закупок стандартных товаров, при распространении его на сложные товары и услуги в госзакупках России, привел к целому ряду негативных последствий, среди которых монополизация (победитель аукциона получает все, другие участники вынуждены уйти с рынка), вытеснение малого бизнеса, развитие класса посредников и рост коррупции, снижение качества товаров и услуг вплоть до отравлений детей в образовательных бюджетных учреждениях. Покупка некачественных товаров в итоге приводит к росту расходов бюджета в среднесрочной перспективе (из-за ростов расходов на ремонт и новые покупки).
Россия является единственной крупной страной, в которой запрещены конкурентные переговоры — удобный,простой и прозрачный способ закупки.
Запрет покупки биржевых товаров на биржах в рамках госказаза просто абсурден. Он ведет к тому, что даже бензин и дизтопливо для госнужд оптом покупается по цене выше розничной.
Жесткие и сложные требования к мелким закупкам приводят к вытеснению из госзаказа малого бизнеса, за исключением посредников. Распространение торгов на мелкие закупки себя не оправдывает — издержки администрирования больше потенциальной экономии.
Процедурный контроль Федеральной антимонопольной службы (ФАС) за госзакупками избыточен и построен на принципе отрицательной селекции: регулятор оспаривает торги с большим числом участников (3,8 против 2,7) и с большим падением цен (-15% против -8%), чем по контрактной системе в целом. Это происходит потому, что после высококонкурентных торгов выше риски подачи жалоб. Последнее является бесплатным для жалобщика — всю работу берет на себя ФАС, в случае признания жалобы необоснованной или отмены решения ФАС судом жалобщик не несет финансовой ответственности перед учатсником заказа, который на самом деле являлся добросовестным.
3/4 закупок, по которым ФАС выявила нарушения, являются мелкими по международной классификации. А почти 10% дел ФАС возбуждает по закупкам с ценой контракта ниже 100 тыс рублей — где вмешательство регулятора экономически вообще не оправданно. Такие дела ничем нельзя оправдать, это напоминает имитацию бурной деятельности. Зато крупные тендеры, «заточенные» под одного участника, зачастую остаются без внимания ФАС.
Декларируемые цифры достигнутой экономии бессмысленны, и по сути являются очковтирательством. Поскольку, во-первых, механизм определения начальных (максимальных) цен контракта (НМЦК) непрозрачен и не определен, часто они устанавливаются «с потолка». Во-вторых, декларируемая «экономия» является показателем результативности как заказчиков, так и контрольных органов, то есть налицо конфликт интересов. Более того, некоторые недопустимые с точки зрения общественных интересов модели поведения поставщиков также показывают заинтересованность в «снижении цен — это уже тройной конфликт интересов. То есть заказчики заинтересованы завысить НМЦК, участники — продемонстрировать снижение, чтобы не вызвать вопросы у контрольных органов. При этом даже после снижения цены остаютсявыше рыночных, или поставляется товар худшего качества, что требует повторной закупки или проведения ремонтных работ.
Усилия ФАС по переводу госкомпаний, естественных монополий и других субъектов 223-ФЗ на правила госзакупок (44-ФЗ) носят деструктивный характер. По факту 9пример 62 больницы г. Москвы) закупки в аналогичных условиях по правилам 223-ФЗ оказываются дешевле. Наводить порядок в закупках госкомпаний надо, но не путем адаптации худшх практик мелочного процедурного контроля, а усилением контроля за результатами и финансового контроля.