25 октября 2019 года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Вопросы совершенствования законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. С презентацией предлагаемых Министерством финансов изменений (см. презентацию здесь) выступил заместитель министра Алексей Лавров. Отрадно, что он признал, что по мелким закупкам (причем такими он назвал закупки до 20 млн. руб., это даже выше, чем наши предложения, мы предлагали поднять порог мелких закупок до 5 или 10 млн. руб.) не надо устраивать/имитировать торги, надо идти в электронный магазин (причем их должно быть много) и закупать по рыночной цене. «И это решило бы многие проблемы наших заказчиков и экономики. Полностью согласны, имитация торгов по мельчайшим закупкам парализует работу госсектора и убивает реальный малый бизнес. Но вот принимать подобные изменения по мнению Лаврова надо когда нибудь потом. Боюсь, жить в эту пору прекрасную не придется….
А сейчас, в осеннюю сессию, по мнению Лаврова, надо срочно принять минфиновский законопроект, с которым, якобы «все согласны». Это не так, согласна только секта процедурщиков-аукционных уклонистов, а заказчики, регионы и здравомыслящие эксперты против. Суть законопроекта — сокращение числа способов закупки с 11 до 3, то есть усиление прокрустова ложа. Мало того, что в России запрещены конкурентные и ценовые переговоры и закупки на биржах, теперь Минфин предлагает запретить запрос предложений (самый популярный способ закупки в бизнесе и госзакупках развитых стран) и некоторые виды конкурсов!
Ни в повседневной жизни, ни в коммерческих закупках товары не закупаются на основании единственного критерия – цены. Пункт 90 директивы ЕС №2014/24/EU от 26.02.2014 рекомендует странам-членам не использовать в национальном законодательстве способы, где единственным критерием является цена. Минфин же предлагает сохранить всего 3 способа, в двух из которых единственным критерием является цена, а в конкурсе так ограничено использование неценовых критериев, что эксперты стали называть его аукционом-лайт.
Минфин также предлагает ввести единые требования к заявке для всего — это вообще как? Ведь если речь идет о строительстве сложного объекта требования к опыту работ и наличию сотрудников в штате, оборудования на балансе абсолютно обоснованны, но если закупается канцелярка, это будет явным ограничением конкуренции. Для кого опять это прокрустово ложе?
Конец речи Лаврова заслуживает особого внимания. Конкуренция расцветет и заточки не будет (Слава Богу проблему заточки признал, а то в письме за его подписью в адрес Института повышения конкурентоспособности написано, что такого явления в РФ н существует), когда заработает минфиновский каталог в полную силу. Сказать такое — примерно то же самое, что «Если бы Госплан работал лучше, то дефицита в СССР бы не было и мы бы обогнали США». Проблема заточки возникает потому. что навязанный #ФАС и Минфином в качестве главного способа закупки аукцион требует от чиновника-госзаказчика описания всех неценовых характеристик товара. То есть у чиновников на местах, испытывающих потребность в данном товаре, грамотно описать не получается (поэтому они обращаются за «помощью» к поставщикам и возникает заточка), а у Минфина, который отказывается от общения с отраслевиками, получится? Полное непонимание азов экономики и смысла каталогов. При перезагрузке системы госзакупок, когда с сектой процедурщиков и аукционных уклонистов будет покончено, рано или поздно это произойдет, госзаказчикам конечно будет рекомендовано использовать различные отраслевые каталоги, ровно так, как это делают их коллеги в частном бизнесе. Разница с нынешними хотелками Минфина такая же. как между Госпланом и современным бизнес-планированием.
Источник: Мир тесен