phpThumb_generated_thumbnailjpgРуководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев говорит о том, что «Газпром» считает создание газового бенчмарка для перехода к рыночному ценовому механизму невыгодным для России. По мнению Артемьева, лучше бы газовая монополия занималась биржевой торговлей, вместо пиара, путем запуска рекламных роликов по телевизору о том, что монополия — это национальное достояние.

Тем самым глава ФАС занимается дешевым пиаром, используя критику Газпрома как аргумент для продавливания своих идей, например поправки в 223-ФЗ. При этом, дел по закупкам Газпрома ФАС возбуждает крайне мало, если же возбуждает, то штрафы не накладывает. Например, в делах о закупке труб Газпрома, и по тендеру «Сила Сибири», ФАС также распространяла громкие заявления в СМИ. По словам Артемьева, тогда «Газпром» нарушил «все антимонопольное законодательство, какое возможно», и после столь громких заявлений, ФАС забыла наложить штрафы. На этом фоне индивидуальные предприниматели, ТСЖ, преследуются по всей строгости закона и штрафы накладываются за то, что на Западе считается обычной практикой.

Таким образом, критика (зачастую справедлива) в адрес Газпрома используется руководителем ФАС как повод, чтобы провести подготовленные регулятором поправки в 223-ФЗ. Эти поправки нужны не для того чтобы пресекать нарушения Газпрома, ведь ФАС не делает это сейчас. Подготовленные регулятором законодательные изменения установят мелочный процедурный контроль за небольшими компаниями, например котельные. При этом мелочный процедурный контроль бессмысленен и неэффективен, как показала практика в 44-ФЗ (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).