20 апреля под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова состоялось заседание Правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти. В протоколе содержатся поручения по исполнению всех разделов «дорожной карты» и предусмотреть экспертные и общественные обсуждения по каждому из этих мероприятий
План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности (КНД) на 2016–2017 годы был утверждён Премьер-министром Дмитрием Медведевым 1 апреля. Этот документ систематизирует все основные направления реформирования госконтроля и надзора в стране и учитывает интересы как самих надзорных органов, так и бизнес-сообщества и непосредственно граждан. Согласно распоряжению об утверждении «дорожной карты», федеральные органы исполнительной власти, являющиеся её исполнителями и соисполнителями, должны были представить в Правительство планы-графики её реализации. Однако не все выполнили это поручение в срок. Также оценку неудовлетворительно получила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Таблица 1. Число дел, возбужденных ФАС России по основным сферам деятельности, 2003-2014 гг.
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
135-ФЗ, в т.ч.: | 2269 | нд | 3221 | 4187 | 5068 | 6443 | 9664 | 11431 | 11276 | 10009 | 10028 | 9721 |
злоупотребление доминирующим положением | 841 | 1008 | 1029 | 1166 | 1331 | 1639 | 2411 | 2742 | 3199 | 2582 | 3370 | 3967 |
соглашения и согласованные действия | 54 | нд | 65 | 124 | 232 | 359 | 488 | 607 | 482 | 292 | 293 | 244 |
антиконкурентные действия органов власти | 1216 | 1549 | 1934 | 2002 | 2250 | 3523 | 5003 | 6102 | 5763 | 5065 | 5346 | 4097 |
недобросовестная конкуренция | 158 | нд | нд | 372 | 448 | 517 | 687 | 927 | 1065 | 1132 | 1134 | 864 |
Госзакупки (94-ФЗ/44-ФЗ) | 8626 | 14186 | 12817 | 17138 | 17626 | 18511 | 20362 | 16566 | ||||
ФЗ «О рекламе» | 2806 | 3508 | 4480 | 5395 | 5451 | 5238 | 5612 | 7245 | ||||
ФЗ «О торговле» | 152 | 213 | 163 | 179 | ||||||||
КоАП | 9025 | 12908 | 19688 | 20672 | 22000 | 25181 | ||||||
Всего | 33162 | 39869 | 53804 | 55238 | 55921 | 61362 |
Россия занимает 1 место в мире и по числу «рейдов на рассвете» (внезапных проверок). ФАС не обязано уведомлять прокуратуру о проведении внеплановых проверок, что, по мнению бизнеса и экспертов, усиливает риск проведения «заказных проверок». Так, в отношении ЗАО «Аргус-СПЕКТР, чей комплекс «Стрелец-мониторинг для вызова пожарной охраны не только исключил посредников из передачи сигнала о пожаре и сэкономил бюджету свыше 20 млрд. руб. ежегодно, снизил смертность при пожарах в 14 раз, проведена внеплановая проверка с многочисленными нарушениями в форме обыска. В 2014 г. по иску ЗАО «Аргус-Спектр» Высший арбитражный, а затем и Верховный суды признали методрекомендации ФАС о проведении внеплановых проверок незаконными.
Количество дел по злоупотреблению доминирующим положением, 2012
аналогичное соотношение — по другим статьям закона 135-ФЗ
Из широко обсуждаемых тем реформы КНД ФАС преуспела только в замене штрафов за первое нарушение предупреждением (введены по «нетяжким» составам 4-м антимонопольным пакетом с 6 января 2016 года).
*Данные в таблице представлены только по картельным внеплановым проверкам. При этом ФАС за 2014 год было проведено всего 9652 проверки.
Риск-ориентированный подход в ФАС не вводится и в обозримом будущем, увы, введен не будет. Руководство службы по-прежнему открыто исповедует подход, согласно которому служба имеет право и должна вмешиваться буквально во все. НА практике это означает, что ФАС может возбудить дело по таким мелким поводам, цена вопроса в которых явно меньше бюджетных расходов на заседания комиссии ФАС (снести торги с ценой контракта 9 тс руб., назвать злоупотреблением доминированием отключение горячей воды на час, а картелем — просьбу одного предпринимателя другому заменить на 1 день «Газель» пока его машина в ремонте, или оштрафовать МСП за невинную шутку в рекламе). На этом фоне ФАС явно не преуспела в раскрытии крупных картелей, ущерб от которых превышает 2,5% ВВП, пресечении вытеснения с рынка небольших компаний крупными игроками (например, независимых АЗС ВИНКами). Именно внедрение риск-ориентированного подхода позволило бы отказаться от мелотемья и заняться крупными расследованиями…
И даже законопроект о наделении малого бизнеса иммунитетом от антимонопольного преследования «завис» в Госдуме. Причина — наряду с послаблениями для МСП ФАС попросила себе очередных новых полномочий по контролю за ГУПами и МУПами.
В этом же законопроекте есть норма о необходимости согласования с прокуратурой внеплановых проверок чиновниками ФАС. Но если другие контрольные ведомства уже согласовывают с прокуратурой все внеплановые проверки, то ФАС планирует такое согласование только для проверок малого бизнеса, да и то с исключениями. Без согласования, согласно законопроекту, можно будет проводить проверки малого бизнеса на предмет участия в картеле, а также если он является субъектом естественной монополии. На практике это будет выглядеть так: чиновники ничего не будут согласовывать с прокурорскими. А к любому малому бизнесу можно будет прийти внезапно, заявив, что у ФАС «подозревает наличие «признаков» картеля. Естественной монополией также может оказаться почти любой малый бизнес на том основании, что у него есть электросеть.