photo_8337

Ситуация с ценами на топливном рынке была подвергнута резкой критике со стороны «Независимого топливного союза» (НТС) в связи с падением маржинальности АЗС, которая достигла нуля в первом квартале. В период 2015-2016 годы доходность составляла около 2 тыс. руб. на тонну топлива, а сейчас резко упала до 8 руб. Это связывают с повышением акцизов и оптовых цен в зимний сезон на топливо, которые не компенсируются на розничном рынке, а рост розничных цен не покрывает дельту увеличения НДПИ и акциза. Сами поставщики считают, что падение доходности АЗС можно исправить за счет снижения контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС) за розничными ценами для снижения волатильности оптовых и розничных цен, а эксперты сомневаются в том, что государство отпустит цены на топливо в предвыборный год.

Падение маржинальности в разные периоды с 25% в 2007-2009 годах до 17% в 2015-2016 годах и до 13% в 2014 году связана с ростом налоговой нагрузки. Рост акцизов с 2015 по 2017 год на бензин «Евро-5» составил 63% (на 3,9 тыс. руб./т., или порядка 3 руб./л.), НДПИ в этом году достиг уровня 8 тыс. руб. на тонну (около 6 руб./л.). НТС отмечает, что в 2015 году оптовые цены выросли на 0,3%, а розничные на 3,5%, при этом в 2016 году цены на розницу (5%) резко отстали от оптовых (24,8%). НТС сообщает, что попытка обосновать какие-либо цены — это бесполезный труд, тем самым НТС не соглашается с вмешательством регуляторов в рынок предлагая отпустить цены, отказаться от жесткой фиксации объемов нефтепродуктов продаваемых через биржу, обеспечить прозрачность рынка через разработку соответствующих индикаторов и создать единые правила игры для всех. Также НТС отмечает рост объемов торгов после дефицита в 2011 году на бирже СПбМТСБ, но так как предложение фиксировано на уровне 10%, цена на бирже зависит от сезонного спроса, а розница контролируется ФАС, соответственно любая попытка поднять цены воспринимается негативно, так как власти работают на широкий электоральный слой автолюбителей. По их мнению, ФАС сломала систему, когда розница следовала за оптовыми ценами. После 2011 года маржинальность независимых АЗС в высокий сезон стала отрицательной до минус 7%, а сейчас отрицательная маржинальность встречается и в низкий сезон.

Эксперты отмечают, что в холодное время года идет снижение спроса на моторное топливо и увеличивается маржинальность по бензину вследствие падения оптовых цен на заправках. Но этой зимой маржа АЗС по бензину оказалась много ниже по сравнению с прошлыми годами по причине налогового маневра недопустившего падения оптовых цен. Что привело к ситуации, когда АЗС вынуждены выживать. Также экспертами отмечается усугубление ситуации фактором предвыборного года, когда Правительство сдерживает потребительские цены на нефтепродукты. А вот крупные нефтяные компании находятся в лучшем положении, так как низкая маржинальность АЗС связана с особенностями ценообразования в оптовом сегменте и высокой закупочной ценой для собственных сбытовых предприятий ВИНК.

Отметим, что на научно-практической конференции «Правовое регулирование ТЭК России» заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявлял, что только за 2011 год крупные нефтяные компании приобрели 200 небольших автозаправочных компаний, что, разумеется, повышает уровень монополизации в отрасли и ограничивает конкуренцию. Необходимо отметить, что ФАС вправе заблокировать сделку, если она ведет к ограничению конкуренции, однако за 2011 год ФАС ни раз не воспользовалась своим правом. Так что монополизация рынка нефтепродуктов и уменьшение доли «малого автозаправочного бизнеса» происходит при прямом попустительстве ФАС.

Один из немногих примеров классического антимонопольного кейса (а не столь любимых регулятором дел по «ущемлению интересов») в практике ФАС: монополист, компания-оптовик, работающая одновременно и на розничном рынке, повышает оптовые цены более высоким темпом (или даже выше в абсолютном выражении) розничных. Независимые АЗС несут убытки и вытесняются с рынка. Зачастую их бизнес в итоге скупается компанией монополистом. Именно на такие кейсы, а не на банальный «рост цен на бензин» должна в первую очередь обращать внимание ФАС, ведь рост цен — это уже следствие монополизации. Борясь не с причиной, а со следствием, трудно добиться положительного эффекта — в лучшем случае монополист переложит выплаченные ФАС штрафы на потребителей. К сожалению, подобных «классических антимонопольных кейсов» в практике ФАС немного. В большинстве регионов поглощение независимых АЗС произошло при бездействии регулятора.