1. Идею с объединением Федеральной службы по тарифам с антимонопольным ведомством на базе последней стали продвигать, когда предприниматели донесли до Президента объективную информацию о деятельности антимонопольного органа (средний бизнес, «Деловая Россия»): число дел на два порядка превышает показатели любой другой страны, малый бизнес стал основным объектом преследования. Президенту впервые донесли независимую точку зрения на ФАС, и его кураторы решили провести эту спецоперацию, опасаясь, что события скоро могут принять совсем неблагоприятный для них оборот.
2. Получается, что власть устроила широкое обсуждение моделей объединения и регулирования естественных монополий, и сделала ровно наоборот (Экспертный совет Правительства и Минэк предлагали лишить ФАС несвойственных функций, и создать единый мегарегулятор естественных монополий отдельно от антимонопольного органа).
3. Объединение на базе ФАС противоречит мировому опыту. Неизвестна практика соединения в одном органе антитраста и тарифного регулирования.
4. Объединение на базе ФАС противоречит недавнему российскому опыту — до 2004 года все тарифы, кроме энергетики (т.е. транспорт. связь и т.д.) регулировал предшественник ФАСа — Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства — МАП. И это был период наибольшего роста тарифов и их наибольшего превышения над инфляцией. Кстати, по нашей информации, Игорь Артемьев передать функции ФСТ все тому же Анатолию Голомолзину — это он так удачно «рулил» тарифами в конце 1990-х- начале 2000-х, что они иногда росли в 5-6 раз за 1 год. Это он бессменно (с 1994 г. по наст. время) антимонополит российский ТЭК, согласовывая все поглощения независимых АЗС крупными вертикально интегрированными холдингами. Это он курировал в МАПе реформу РАО «ЕЭС», несмотря на конфликт интересов (в РАО работала его супруга). Это про него эксперты говорят, что он такой честный, что меньше $0,5 млн. не берет.
5. Объединение на базе ФАС основано на личных суждениях одного человека. «ФАС у нас с налоговой впереди планеты всей» — сказал Игорь Шувалов Президенту. Вряд ли он имел ввиду размеры коррупции, где ФАС действительно на 1 месте. Анализ действий ФАС показывает (все слияния и все монополизации рынков согласованы, малый бизнес стал главным объектом преследования, дела возбуждаются в интересах иностранных корпораций, регулирование ФАСом госзакупок вообще превратилось в коррупционный пылесос у многих экспертов, даже не являющихся либертарианцами, у потребителей и населения создается ощущение, что, ликвидируя ФАС, ситуация с конкуренцией в стране станет только лучше. ФСТ конечно, явно проиграла и в харизматичности лидера, и в аппаратных войнах, и не смогла создать вокруг себя организации юристов и экспертов — их просто некому было защищать. Хотя они явно работали более системно, регулируя только тех, кто у них в реестрах (ФАС — всех готов был обвинять в «монополизме», включая ИП, ТСЖ, детсады, гаражные кооперативы и изобретателей), вопросов к тарифообразованию всегда было много, хотя ключевые решения по тарифам (а они почти все ключевые) принимались на высшем уровне, и в этом смысле ликвидируй ФСТ, ситуация с тарифами не изменилась бы.
6. Пожалуй, единственный плюс в этой истории — (возможно, но не факт), получив такой жирный и лакомый кусок, Игорь Артемьев отстанет таки и от малого, и от среднего, и от инновационного бизнеса, и от изобретелей и перестанет ходить с ним с проверками (пока т.н. «антикризисный» законопроект по иммунитетам для МСП от антимонопольного контроля пошел в Думу в неработающем виде и с кучей лазеек для чиновников).