Источник изображения

Новостные ленты наполнились сообщениями о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила свой вариант реформы закупок, который предусматривает ее упрощение – пиар у ФАС отлажен. Свой – потому что Минфин, до этого ФАС поддерживающий, предложения ведомства Артемьева отклонил, о чем мы писали.
Отметим, что нормативное регулирование закупок осуществляется Минфином, ФАС же является лишь контрольным органом. Однако ведомство Артемьева постоянно об этом забывает, и генерит законодательные инициативы почаще взбесившегося принтера. Вообще, эту ситуацию можно рассмотреть на предмет превышения полномочий – силовикам и курирующему ФАС вице-премьеру Андрею Белоусову можно обратить на это внимание.
При этом, размещенный ФАС — в превышение полномочий – проект изменений в закон №223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний и естественных монополий, показывает, что ни о каком упрощении речи не идет. Все изменения нацелены на усиление процедурного и аукционного крена, то есть максимальное сближение закона №223-ФЗ со столь любимым ФАС законом №44-ФЗ, регулирующим госзакупки. А пресловутый №44-ФЗ поистине можно назвать худшим законом России – он не только не победил коррупцию, о чем нам обещала ФАС, но и парализовал работу госучреждений и органов власти. Президент Владимир Путин уже дал поручение вывести из под его действия власти Крыма (на очереди – аналогичные решения по Дальнему Востоку и оборонке), отметив, что, если эксперимент с Крымом окажется удачным, то №44-ФЗ будет отменен на всей территории страны. Но, как мы неоднократно отмечали, господину Артемьеву, чье ведомство давно и системно работает в интересах иностранных корпораций, Президент не указ.
Более того, некоторые новации ФАС, в случае их – не дай Бог – реализации, поставят компании-субъекты №223-ФЗ даже в худшее положение, чем госучреждения, работающие по №44-ФЗ. Чего стоит, например, норма о том, что неконкурентные способы закупок не могут превышать 10% от общего объема закупок? Как эту норму выполнить котельным и ТЭЦ, у которых газ, закупаемый у «Газпрома», достигает 2/3 от общего объема закупки?
Напомним, ФАС упорно отказывается считать ценовые и конкурентные (!) переговоры конкурентными способами закупки. А вот в ЕС 27% госзакупок осуществляется именно на переговорах. Только на переговорах можно определить рыночную цену сложных и уникальных товаров и услуг. Именно на переговорах компании-субъекты №223-ФЗ добиваются лучших условий поставки, причем экономия по сравнению со столь любимыми ФАС аукционами составляет до 4-5 раз!
Поэтому норма ФАС о 10% квоте «неконкурентных» закупок не только парализует работу некоторых компаний-субъектов №223-ФЗ, она является коррупциогенной, способной привести к росту цен и издержек.
ФАС предлагает введение «универсальной предквалификации», которая будет осуществляться в автоматическом режиме. Предквалификацию давно просили разрешить участники закупок, но в редакции ФАС опять сплошное лукавство. Универсальное – опять прокрустово ложе, желание подогнать всех под одну гребенку. Почему бы просто не запретить участие фирмам-однодневкам, фирмам-дублерам и не разрешить заказчикам устанавливать требования к опыту работы на рынке?
Кроме тогою предложенный ФАС подход по рейтингованию затруднит доступ к торгам малым отечественным специализированным предприятиям, особенно иннвовационным. Такие компании, хотя и обеспечивают самый высокий уровень качества своей продукции, могут иметь небольшое количество и малую суммарную стоимость договоров. В соответствии с предложенными критериями, они чем дальше, тем больше будут уступать крупным поставщикам или «всеядным» посредникам — профессиональным участникам торгов. Подобный подход не позволит исполнить указания Президента по обеспечению поддержки отечественным производителям.
То есть опять ФАС в лице автора поправок Михаила Евраева действует в интересах сомнительных и аффилированных с самим собой посредников и против интересов малого бизнеса.
В их же интересах, а также гринмейлеров и профессиональных жалобщиков ФАС предлагает упростить подачу жалоб. Наконец нашли мы в законопроекте об упрощении хоть одну упрощающую норму. Жалобы будут генериться в автоматическом режиме через ЕИС www.zakupki.gov.ru, то есть на заказчиков обрушится целый поток жалоб, парализующий их работу.
Но и это еще не всё. Все-таки мы ошиблись – в законопроекте об упрощении есть вторая упрощающая норма. ФАС предлагает упростить жизнь … самой ФАС. С себя любимой ведомство Артемьева предлагает снять обязанность по размещению уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и о результатах рассмотрения. Правильно, деньги любят тишину, и как там Евраев порешал с жалобой, участникам знать необязательно. Более коррупциогенной нормы сложно себе и представить.
Среди всего этого безобразия выделяется замечательная норма, за которую по нашим оценкам, Евраев и Артемьев будут биться дольше всего и настойчивей. Это перевод закупок компаний-субъектов №223-ФЗ на 8 электронных торговых площадок (ЭТП), работающих по госзаказу в рамках №44-ФЗ. Рынок площадок для госзаказа формировался ФАС фактически специально под ЗАО «Сбербанк-АСТ», ввиду давних дружеских и деловых отношений Игоря Артемьева и Германа Грефа. Эксперты полагают, что заместители Артемьева – Андрей Цариковский, Михаил Евраев и уже бывший зам Рачик Петросян – имеют связи с некоторыми другими ЭТП из «федерального» списка. Поэтому ничем, кроме как переделом рынка ЭТП в интересах близких к руководству ФАС компаний это предложение назвать нельзя.