Новатэк, «Роснефть», Минэнерго и Минэкономразвития не дали Федеральной антимонопольной службе (ФАС) утвердить тарифы на транспортировку газа, которые хотели повысить на 1-2% с 1 июля. Этот вопрос был вынесен на повестку дня для проведения согласительного совещания у Вице-Премьера Аркадия Дворковича, где решение тоже не было принято. Дворкович поручил доработать методику ценообразования. ФАС вынесло вопрос на рассмотрение 20 июня. По мнению Минэнерго и Минэкономразвития, ФАС и Газпром не объяснили зачем необходимо предельное повышение тарифа, обозначенное в прогнозе. Ситуация вокруг повышения тарифа на транспортировку газа связана с тем, что компании увеличивая свою долю на рынке должны перевозить газ на большие расстояния и соответственно повышение тарифов влияет на рентабельность. При этом Газпром платит за транспортировку самому себе, тем самым сдерживая экспансию остальных компаний. Например, у Новатэка траты, связанные с транспортировкой в 2015 году, составили 86 млрд руб., у «Роснефти» – 42,2 млрд руб. При этом по мнению Роснефти и Новатэка так как Газпром снизил инвестиции в газопроводы, то и тариф на транспортировку должен понизиться, при этом им непонятно на основе каких данных ФАС предлагает такое повышение.
По мнению руководителя ФАС Игоря Артемьева, изменение тарифа на транспортировку газа – это «буря в стакане воды». Если взять за основу рост в 2%, то допвыручка газовой монополии будет составлять 14 млрд. руб., сообщает начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. По мнению представителя компании «Атон» Александра Корнилова, эта сумма несущественна для Газпрома, транспортировка газа по России в выручке составляет около 3%.
В письме руководителя Роснефти Игоря Сечина главе ФАС Игорю Артемьеву указывается, что еще в 2015 году снижение тарифа должно было составить 10%. Организации, потребляющие газ, поддержали позиции Новатэка и Роснефти, так как повышение тарифов ведет к увеличению платежей за газ. В прошлом году Роснефти и Новатэку удалось отстоять свои позиции добившись индексации тарифа только на 2% вместо 7,5%, поэтому баталии по этому вопросу еще развернутся во всю мощь. Но времени мало остается, так как тарифы должны вступить в силу 1 июля, но затягивание сроков может быть, как один из вариантов компромисса. Если тариф повысят, например, с 1 сентября, то общий платеж в пересчете на год понизится.