publicrelations-440x440Новость о том, что руководитель ФАС Игорь Артемьев дал рекомендации «Газпрому» отказаться использовать словосочетание «национальное достояние» в своей рекламе произвела эффект разорвавшейся бомбы в российском медиа пространстве на прошлой неделе. Действительно, этот рекламный слоган, наряду с «Газпром- мечты сбываются» стал известен всей стране, у многих вызывал смешанные чувства, став поставщиком шуток для КВН, Камеди-клаба и других юмористических шоу. Вызывает сомнение и сама необходимость теле-рекламы для «Газпрома» — это же не лекарства и не утюги, и вряд ли телезрители, посмотрев рекламу побегут газ в свой дом устанавливать вместо дизель-генераторов или печки на дровах.

Однако, есть вопросы к г-ну Артемьеву и его методам. Во-первых, закон «О рекламе» не предусматривает такой формы реагирования контрольного органа, коим является ФАС, как выдача рекомендаций. Если ФАС усмотрел нарушение в рекламе «Газпрома», то надо было возбуждать дело и налагать штраф, а не ограничиваться рекомендациями. Малый и средний бизнес штрафовался ведомством г-на Артемьева и за более невинную рекламу. Вспомним и оскорбление хлеба костромскими таксистами, и оскорбление русского языка словом «хорасо», и обман потребителей в рекламе тюменских офтальмологов «вылечим всех», и оскорбление детей, верящих в Деда мороза в рекламе «Деда мороза нет, а скидки есть» и тысячи других подобных случаев («От батутов до попкорна: 100 псевдомонополистов современной России«, 29 стр.). А тут — мечты сбываются — у кого? Налицо явное оскорбление чувств неудачников и развитие комплекса неполноценности у всех, кто не работает в «Газпром». Ну а «национальное достояние», несомненно — это оскорбление А.С. Пушкина и других классиков отечественной культуры.

Напомним, это далеко не первый случай, когда ФАС не накладывает штрафов на «Газпром» (Газпром и закупка труб, Газпром и тендер по «Сила Сибири»). На фоне жесткого прессинга, вплоть до уничтожения компании — в отношении малого и среднего бизнеса. Во-вторых, и по форме и по сути кейс (Игорь Артемьев vs национальное достояние) напоминает пиар-кампанию. ФАС обладает сейчас огромными полномочиями, чтобы проверить, например, включались ли расходы на рекламу в тарифы, обоснованно или нет, если оно имело место быть. Также ФАС может проверить закупки, то есть тендер монополии на теле-рекламу. Но вместо этого мы слышим о выдаче рекомендаций отказаться от одного из рекламных слоганов (видимо, чтобы не будоражить народ перед выборами). Наконец, в-третьих, анализ того, как дружно, массово и вовремя десятки СМИ подхватили информацию о «подвиге» главы ФАС заставляет задуматься, о том, что сам Артемьев проводит рекламную кампанию по всем правилам пиар-искусства. Президент Владимир Путин в свое время предупреждал сахалинского губернатора Александра Хорошавина, что чиновникам недопустимо расходовать большие средства на собственные пиар-кампании. Видимо, не все услышали, или, как в случае со штрафованием малого бизнеса и нештрафованием «Газпрома» — что позволено Юпитеру…