Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Исполнительный комитет Большеметескинского сельского поселения Тюлячинского МР РТ, подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Татарстанский УФАС в последнее время стал абсолютным лидером среди территориальных управлений по числу возбуждаемых абсурдных и нелепых дел. Целые серии дел возбуждаются по «картелям» физлица с земпалатой или сельсоветом по выделению физлицу участка под ИЖС. Или карают муниципалов, которые проводят серию малых закупок, умудряясь отремонтировать дорогу за менее 100 тыс. руб., и вместо того, чтобы таких чиновников наградить, ФАС их наказывает и хочет, чтобы на дорогу было выделено в разы больше средств, зато на аукционе. То татарстанские горе-антимонопольщики ловят блох, делая из мелких процессуальных нарушений дела по «антиконкурентным соглашениям».
В этом деле ФАС вмешалась в мелкие закупки, не превышающие 100 тыс. руб., обвиняя татарстанских муниципалов в том, что они искусственно раздробили лоты, уйдя от «конкурентных» процедур. Однако в коммерческом секторе торги при закупках на сумму до 5 млн. руб. не проводят – потенциальная экономия оказывается ниже издержек. Другими словами, татарстанских муниципалов следовало бы наградить за экономию бюджетных средств, а не наказать. А москвичи и бы порадовались, узнав, за какие копейки в Тюлячихинском районе умудряются ремонтировать дороги. ФАС же защищает не конкуренцию, а коррупционные мошеннические схемы, к которым неизбежно приводят аукционы. Жаль, что суды пошли на поводу у нелепых доводов ФАС.
Более того, это дело является очередным свидетельством того, что созданная руководством ФАС система госзакупок парализует работу бюджетного сектора. Требуя проводить аукционы даже по мелким закупкам, сотрудники ведомства Игоря Артемьева не утруждают себя доказательства того, что конкуренция усилится, а цены снизятся при проведении аукционов. Наоборот, практика показывает, что аукционы ведут к росту цен, коррупции и сговорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Исполкома по признакам нарушения статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к заключению муниципальных контрактов на идентичный предмет в незначительный промежуток времени на сумму, превышающую в совокупности 100 тысяч рублей, с определенными хозяйствующими субъектами без проведения конкурентных процедур.
ФАС было установлено, что между ООО «Максат» и Исполнительным комитетом Большеметескинского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан заключены идентичные по своему предмету договор на поставку щебня, договора по оказанию транспортных услуг по доставке щебня, договор по ремонту пешеходного моста, договора по поставке трубы. Указанные договора заключены за короткий промежуток времени на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей, что, по мнению ФАС, нарушает пункт 4 части 1 статьи 93 № 44-ФЗ и принцип обеспечения конкуренции. ФАС пришла к выводам, с которыми согласился суд, что компанией и Исполкомом в нарушение принципов Закона о контрактной системе заключались идентичные договоры; работы в рассматриваемом случае можно было исполнить в рамках одного контракта с непосредственной публикацией извещения, проведением торгов, а также привлечением максимального числа заинтересованных лиц. (Дело № А65-2038/2019)