Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Исполнительного комитета Узякского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. ФАС по сути вмешалась в мелкие закупки, не превышающие 100 тыс. руб., обвиняя татарстанских муниципалов в том, что они искусственно раздробили лоты, уйдя от «конкурентных» процедур. Однако в коммерческом секторе торги при закупках на сумму до 5 млн. руб. не проводят – потенциальная экономия оказывается ниже издержек. Другими словами, татарстанских муниципалов следовало бы наградить за экономию бюджетных средств, а не наказать. А москвичи и бы порадовались, узнав, за какие копейки в Тюлячихинском районе умудряются ремонтировать дороги. ФАС же по сути, защищает не конкуренцию, а коррупционные мошеннические схемы, к которым неизбежно приводят аукционы. Жаль, что суды пошли на поводу у нелепых доводов ФАС.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против комитета по признакам нарушения статьи 16 № 135-ФЗ, выразившегося в осуществлении согласованных действий при заключении муниципальных контрактов на идентичный предмет в незначительный промежуток времени на сумму, превышающую в совокупности 100 тысяч рублей, с определенным хозяйствующим субъектом без проведения конкурентных процедур.
Как установлено ФАС, в 2015 году между комитетом и ОАО «Тюлячиагрохимсервис» в общей сложности было заключено 20 договоров на поставку щебня: в период с 14.01.2015 по 26.01.2015 заключено 3 договора на сумму 99000 руб. по каждому договору; в период с 02.02.2015 по 25.02.2015 заключено 4 договора на сумму 99000 руб. по каждому договору; в марте 2015 года заключено 2 договора (на сумму 24997 руб. 50 коп. и на сумму 99000 руб.); с 20.08.2015 по 28.08.2015 заключено 4 договора на сумму 99000 руб. по каждому договору; с 02.09.2015 по 15.09.2015 заключено 7 договоров на сумму 99000 руб. по каждому договору. Предметом заключенных договоров являлись ремонт дорог. ФАС пришла к выводу о нецелесообразности дробления участниками названных хозяйственных отношений идентичных работ в одном сельском поселении в двух населенных пунктах с заключением отдельных договоров, а также дробления идентичных закупок (покупка щебня и грунто-щебня) с заключением отдельных договоров, с периодичностью их заключения на небольшой срок. В рассматриваемом случае согласованные действия названных лиц выразились в неоднократном заключении договоров (до 100 тысяч рублей) без проведения торгов на протяжении определенного количества времени.
Соглашаясь с выводами ФАС, суды признали, что рассматриваемые группы договоров, заключенные комитетом с ОАО «Тюлячиагрохимсервис», фактически образуют сделки, искусственно раздробленные и оформленные множеством самостоятельных договоров для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе. При этом препятствия для своевременного проведения конкурентных процедур не установлены. (Дело № А65-16776/2018)