ФАС возбудила дело против ОАО «Славянка» за нарушение порядка определения платы за коммунальную услугу «отопление» за период 2011 – 2012 годы для жилого дома в пос. Чегдомын Хабаровского края, ул. Центральная. 54 (ч. 1 ст. 10 135-ФЗ). Первая инстанция решение ФАС отменила (первая инстанция посчитала, что проверка соблюдения обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги относится к компетенции органов государственного жилищного надзора, а не антимонопольных органов), а апелляционная и кассационная инстанция приняли сторону регулятора.
Арбитражный суд Дальневосточного округа полагает, что судом первой инстанции не приняты во внимание следующие обстоятельства. В пос. Чегдомын общежитие по ул. Пушкина, 52 относится к муниципальному жилому фонду. Здание общежития по ул. Центральная, 54 в указанный период находилось на балансе ФКУ «Теруправление имущественных отношений МО РФ». По результатам закрытого конкурса общежитие передано в управление ОАО «Славянка». По мнению ФАС, Общество имеет 100% рынка оказания услуг по управлению данным общежитием т.к. проживающие в нём лица лишены права выбрать иную управляющую компанию. Согласно ч. 4 ст. 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Соответственно в период с 01.07.2012 по 31.12.2012 ОАО «Славянка» неправомерно рассчитывало плату за содержание и ремонт помещений в размере 28,3 руб. за 1 кв. м. в месяц.
По мнению всех инстанций Обществу в спорный период надлежало применять размер платы на содержание и ремонт жилых помещений, установленный постановлением Главы Верхнебуреинского муниципального района: 19,3 руб. за 1 кв. м. При этом содержание договора в редакции допсоглашения, по которому плата в размере 28,3 руб. установлена не за содержание и ремонт жилого помещения, а за содержание 1 кв. м. и ремонт инвентарного имущества в общежитиях гостиничного типа. Установлено, что какое-либо имущество, находящееся в здании спорного общежития, общество от прежнего балансодержателя здания (квартирно-эксплуатационной части) не получало и в пользование гражданам, проживающим в общежитии, не предоставляло.
Вместе с тем суды всех инстанций учли, что ОАО «Славянка» неправомерно применяло нормативы, установленные постановлением главы Верхнебуреинского района — 0,0377 Гкал на 1 кв. м ежемесячно, тогда как применению подлежали нормативы, установленные постановлением администрации района — в январе – 0,0376 Гкал, в остальные месяцы – 0,03758 Гкал. (Дело № А73-13868/2013)