Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против ООО ПКФ «Фортуна Плюс ИНК» (г. Красноярск) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 № 135-ФЗ, выразившееся в заключении соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке. По мнению регулятора, это соглашение привело к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах №№ 0380200000113002036, 0380200000113002042, 0380200000113002101, 0380200000113002156, 0380200000113002159, 0380200000113002160, 0380200000113002863, 0380200000113002895, 0380200000113003066, 0380200000113003115, 0380200000113003117 (пункт 1). Предметом аукционов являлась поставка лекарственных препаратов.
Также ООО ПКФ «Фортуна Плюс ИНК» признано виновным по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 4 578 846 рублей 59 копеек. Надо отметить, что к крупным компаниям ведомство Артемьева редко проявляет подобную «суровость». Да и общий размер собранных за нарушение законодательства о госзакупках штрафов ФАС мягко скажем, оставляет желать лучшего и по оценкам экспертов не превышает размер отката при строительстве одной среднего размера автодороги. Ведомство Игоря Артемьева не старается не раскрывать размер реально собранных штрафов, оперируя в лучшем случае размером наложенных.
Почему же к компании с размером выручки среднего бизнеса, ФАС проявил необычную суровость, остается только гадать. Часто это связано с «несговорчивостью» бизнесменов и их нежеланиям услышать «деликатные» просьбы чиновников.
По мнению ФАС, в ходе анализа результатов проведения открытых аукционов в электронной форме, в 2011 – 2014 было установлено, что:
— ряд компаний, допущенных к аукциону, присутствовали на торгах, но не делали ценовых предложений;
— компании, участвовавшие в торгах, поочередно отказывались от конкурентной борьбы, не делая предложений;
— пассивное поведение участников аукциона по одному аукциону, было вызвано пассивным поведением участников торгов по другому аукциону;
— в результате государственные контракты заключались либо по максимальной цене с единственным участником, либо побеждал участник торгов, сделавший единственное ценовое предложение (с понижением 0,5 %).
По мнению суда, поскольку рассматриваемое административное правонарушение было совершено ООО ПКФ «Фортуна Плюс ИНК» при участии в открытых аукционах в электронной форме, размер штрафа правомерно рассчитан антимонопольным органом исходя из начальной стоимости предмета торгов. Совокупная цена аукционов в электронной форме за реестровыми номерами 0380200000113002036, № 0380200000113002042, № 0380200000113002101, № 0380200000113002156, № 0380200000113002159, № 0380200000113002160, № 0380200000113002863, № 0380200000113002895, № 0380200000113003066, № 0380200000113003115 и № 0380200000113003117 составляет 18 315 386 рублей 36 копеек. Предметом аукционов являлась поставка лекарственных препаратов. Минимальный штраф (одна десятая начальной стоимости предмета торгов) составляет 1 831 538 рублей 64 копейки. Максимальный штраф (одна вторая начальной стоимости предмета торгов) составляет 9 157 693 рубля 18 копеек. Базовый штраф 1 831 538 рублей 64 копейки + 1/2 (9 157 693 рубля 18 копеек — 1 831 538 рублей 64 копейки) = 5 494 615 рублей 91 копейка. ФАС установила обстоятельство, смягчающее административную ответственность – лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения и согласованных действий. С учетом смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа обоснованно определен в размере 4 578 846 рублей 59 копеек.
Суд постановил, в удовлетворении заявления ООО ПКФ «Фортуна Плюс ИНК» об изменении постановления ФАС от 21.02.2017 о назначении административного наказания в части размера административного наказания отказать. (Дело № А33-5144/2017)