На сегодняшний день электронные торговые площадки (ЭТП) получают обеспечительные взносы заявок от поставщиков и отправляют их в банки. Соответственно банки становятся заинтересованными лицами и оказывают поддержку площадкам по привлечению клиентов. По мнению совладельца ЭТП ММВБ Сергея Габестро, площадки конкурируют не между собой, а с госбанками. Габестро отмечает, что Минэкономразвития собирается заменить распределенную систему, которая намного устойчивее, на монополию. Площадки стараются привлечь к себе больше клиентов, через развитие своих сервисов, а создание одной единственной заморозит ситуацию на несколько лет, так как понадобится время чтобы новая команда смогла включиться в развитие нового стартапа, считает Габестро. Из-за отсутствия конкуренции пострадает качество услуг, что приведет к усложнению доступа участников к госзаказу.
По предложению Минэкономразвития, из 5 ЭТП для госзакупок должна остаться одна, также она могла бы заменить и все 160 площадок для закупок госкомпаний. По мнению представителей Министерства, единственная электронная торговая площадка имеет массу преимуществ, например, большую часть товаров можно покупать как в интернет-магазине, то есть без объявления конкурса и планирования закупок. Также поставщику проще отслеживать конкурсы, регистрироваться проще и дешевле, по принципу «одного окна» можно подать заявку и жалобу, а ответ придёт в личный кабинет. Такую площадку хотят создать на базе единой информационной системы (ЕИС) либо площадка будет в собственности у всех участников рынка (площадок и банков). Еще одно отличие – это отделение расчетов, когда деньги будут напрямую начисляться в банки или казначейство, сообщают в Минэкономразвития. Но соответствующие поправки по расчетам, банками были заблокированы. Предложение лишить площадки системы расчетов не нравится представителям этих самых площадок. Площадки компенсируют себе затраты через размещение обеспечения в банках, так как плату запрещено брать с заказчиков и поставщиков. А Минэкономразвития внесло предложение о системе взимания единой площадкой комиссии с заказчиков и поставщиков, при возможном регулировании тарифов.
При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила против этого предложения Минэкономразвития, так как повысятся расходы федерального бюджета, понизится устойчивость функционирования, плюс это отрицательно повлияет на качество работы системы госзакупок.
Отметим, что сегодня процесс создания, функционирования ЭТП и проведение закупок является бесплатным для государства и участников. А вот доработка функционала ЕИС постоянно требует больших расходов государства, ежегодно тратятся сотни миллионов рублей. Расширение функционала ЕИС потребует большого вливания средств. Так еще и постоянно поступают жалобы на ЕИС в связи с ее некорректной работой и появлением ошибок. А если будет единая ЭТП и произойдёт сбой, то вся система госзакупок будет парализована.
В связи с чем, ФАС предлагает модернизировать систему электронных закупок, которая сейчас существует, а также перевести все закупки в электронную форму для проведения их на базе коммерческих ЭТП.
С нашей стороны хочется все-таки тоже отметить минусы единой ЭТП, кроме уже указанных:
- В среднесрочной перспективе – усложнение контроля со стороны государства – одна площадка получает «монополию на внутреннее знание». В то время как в ситуации нескольких конкурирующих площадок у последних есть стимул доводить до сведения регулятора проблемы, нарушения и недоработки друг друга. Говоря экономическим языком, растут издержки проблемы «принципал-агент».
- Одна площадка в сфере госзакупок автоматически получит колоссальные и необоснованные преимущества на рынке B2B если она войдет на этот рынок. Если она не войдет на этот рынок, она автоматически лишает себя доступа к лучшим практикам указанного рынка, что обречет рынок госзакупок на постоянное отставание.
- В одной площадке, как в любой монопольной структуре, возрастает стимул к раздуванию расходов, расширению административного аппарата, что в конечном итоге отразится на издержках государства, заказчиков, поставщиков. Растет их неэффективность.