5bf5a78e-8d03-48ce-aa4a-dd5e121b47a8_BФедеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении ООО «Фаворит» по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ, выразившегося в экономически и технологически необоснованном прекращении производства товара. По мнению регулятора, «Фаворит» необоснованно препятствовал АО «НК «Роснефть-Ставрополье» в прогоне вагонов по пути необщего пользования. ФАС назначил «Фавориту» штраф в размере 650 тыс. руб.
С 2009 по 2015 год ЗАО «Рокада Маркет» (дочернее предприятие «Роснефти») заключила договор с ОАО «РЖД» на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, в т. ч. на эксплуатацию участка протяженностью 511 м, расположенного в г. Георгиевск. Также было заключено соглашение о предоставлении пути необщего пользования для поставки вагоноцистерн со сжиженным углеводородным газом (СУГ). Собственник участка ж/д путей на момент заключения договоров отсутствовал.
В сентябре 2015 года ООО «Фаворит» приобрело в собственность участок ж/д путей, но коммерческая деятельность на нем не вело. С ноября ООО «Фаворит» прекратило поставку вагонов «Роснефти» по участку ж/д путей на газонаполнительную станцию г. Георгиевска, договор аренды с ООО «Фаворит» не был подписан. Деятельность «Роснефти» была дестабилизирована вплоть до подписания в конце декабря договора с ОАО «РЖД» на эксплуатацию и подачу вагонов по вновь построенному ЗАО «Рокада Маркет» подъездному пути, протяженностью 701 м, которые «Роснефть» арендовала.
В ноябре 2015 года в адрес ЗАО «Рокада Маркет» от ООО «Фаворит» поступил проект договора аренды участка ж/д путей. Однако он так и не был подписан ввиду того, что стороны не пришли к соглашению по поводу стоимости аренды. В связи с чем до января 2016 года подача вагонов на участке ж/д путей была приостановлена. С января был заключен договор между ЗАО «Рокада Маркет», «Роснефтью» и ОАО «РЖД» на эксплуатацию и подачу вагонов по вновь построенному участку ж/д путей, явившимся альтернативой ранее существующей схеме доставки вагоноцистерн. Ранее указанного срока альтернативного способа доставки вагоноцистерн до ГНС г. Георгиевска у компании не было.
По мнению ФАС, заключение ООО «Фаворит» договора, регулирующего отношения по подаче и уборке вагонов на принадлежащем ему ж/д пути необщего пользования с АО «НК «Роснефть – Ставрополье» обязательно, за исключением случаев, когда заключению такого договора препятствуют объективные обстоятельства экономического либо технологического характера.
В подтверждение необходимости проведения ремонтных работ на принадлежащем ему ж/д пути необщего пользования ООО «Фаворит» представило копию акта визуального осмотра данного пути в ноябре 2015 года, содержащего перечень неисправностей. По закону закрытие пути необщего пользования не может быть обусловлено проведением работ технического контроля и ремонта ж/д пути необщего пользования. Кроме того, данная функция возложена исключительно на Федеральное агентство железнодорожного транспорта. По мнению регулятора, ООО «Фаворит», вопреки действующему законодательству, не обратилось в уполномоченный орган в сфере транспорта за проведением внеплановой проверки пути, а также необоснованно закрыло для прогона вагоноцистерн, принадлежащих «Роснефти».
Также ФАС отмечает, что ООО «Фаворит» направляло в адрес ЗАО «Рокада Маркет» проект договора аренды ж/д подъездных путей. ООО «Фаворит» предложило согласовать арендную плату за предоставление услуги по прогону вагонов из расчета 60 тыс. руб. одного вагона (цистерны)/за 1 км. и заключить договор аренды на пользование ж/д пути из расчета 30 тыс. руб. за прогон и отстой одного вагона. Не согласившись с представленным проектом договора, «Роснефть» направило в адрес ООО «Фаворит» свой проект. Со стоимостью услуги по прогону вагонов составила 199 руб. за вагон/километр.
ООО «Фаворит» направило в адрес начальника Минераловодского агентства фирменного транспортного обслуживания, а также в адрес начальника ж/д станции Георгиевск письма с требованием прекращения подачи вагонов на ГНС на неопределенный срок, в связи с отсутствием договорных отношений между ЗАО «Рокада Маркет» и ООО «Фаворит» на прогон вагонов, а также в связи с заключением договора на техобслуживание и ремонт указанного ж/д пути.