Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против МКУ «Транспортное управление» (Саратовская обл.), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы учреждения на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Это дело наглядно характеризует абсурд созданной ФАС системы процедурных торгов. Конкурс выиграли 2 компании, которые потом передали право на перевозки 83 (!) компаниям и ИП. И ФАС обвинила их в ограничении конкуренции! Вместо того, чтобы задуматься, почему, куда бы ни внедряла ФАС свои любимые аукционы и конкурсы, везде происходит монополизация рынка и сокращение числа хозсубъектов, что даже неформальные договоренности бизнеса приводят к росту числа участников перевозок в 41,5 раза, ведомство Артемьева с упорством, достойным лучшего применения, продвигает «конкурентные» процедуры. Неужели не бросилось в глаза чиновникам ФАС и судьям весь абсурд обвинений в «ограничении конкуренции» в ситуации, когда вместо двух участников появилось 83?
Началось с того, что ФАС возбудила дело против учреждения по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которые привели к ограничению доступа хозсубъектов на рынок перевозок пассажиров и багажа автотранспортом, а также к предоставлению преимущественных условий деятельности
В 2014 году администрацией Саратова был проведен отбор перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа. Отбор проводился по 25 лотам на 91 маршрут. Отборы по всем лотам, за исключением лота №6, были признаны несостоявшимися в связи с подачей одной заявки. В результате АО «Автокомбинат-2» заключил с учреждением 10 договоров об организации перевозок по 36 маршрутам сроком на 3 года, а АО «Межгородтранс» — 4 договора сроком на 3 года.
Однако на всех маршрутах организация транспортного обслуживания населения осуществлялась не «Автокомбинат-2» и «Межгородтранс», прошедшими Отбор, а ИП и юрлицами, которые не участвовали в Отборе, по договорам на оказание технико-эксплуатационных услуг. В общей сложности «Автокомбинат-2» и «Межгородтранс» к осуществлению деятельности по перевозке было привлечено 83 хозяйствующих субъекта.
По мнению ФАС, бездействие администрации, выразившееся в отсутствии контроля за соблюдением «Автокомбинат-2» и «Межгородтранс» условий организации регулярных перевозок привело к тому, что ИП и юридические лица получили допуск к обслуживанию населения, не принимая участия в отборе. «Автокомбинат-2» и «Межгородтранс», не имея возможности оказывать услуги по автобусным перевозкам по указанным маршрутам, выступили лишь как посредники между заказчиком услуг и их фактическим исполнителем и, соответственно, все обязанности по организации автобусных перевозок передали ИП и юридическими лицами, не прошедшим Отбор.
«Автокомбинат2» и «Межогородтранс», фактически не осуществляя перевозки по указанным маршрутам, получали денежные средства из областного бюджета за перевозку льготных категорий граждан. Кроме того, данные организации получали денежные средства от ИП и юридических лиц в счёт оплаты заключённых договоров.
Суды установили, что поведение учреждения, «Автокомбинат2» и «Межгородтранс» явилось следствием заключения данными субъектами антиконкурентного соглашения и участия в нём с целью ограничения доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок. Странное такое ограничение, если вместо двух компаний перевозками занялось 83. (Дело № А57-28954/2018)