Президент и Председатель Правления Сбербанка, Герман Греф назвал Федеральную антимонопольную службу (ФАС) одним из самых важных ведомств после Минобрнауки, призвав Правительство начать двигаться в сторону структурных реформ для обеспечения бизнесу равных конкурентных условий. По его словам, мир движется с ускорением, а наша страна только обсуждает что надо двигаться, нужны реформы, а воз и ныне там. Что является не просто стоянием на месте, а учитывая ускоренные процессы в мире, «мы регрессируем». Поэтому Греф предлагает действовать по принципу проектного управления Agile. Этот принцип ориентирован на ускоренную реализацию проектов путем гибкого взаимодействия внутри команды проекта, а также с заказчиками, предусматривая оперативную корректировку первоначальных планов и задач при получении промежуточных результатов. Как отметил Греф, минимально пригодный к использованию продукт — его можно совершенствовать. Такой продукт должно создать Правительство, с требованиями ко всем участникам рынка, чтобы был не только внутренний стимул самосовершенствоваться, но и внешний стимул в виде очень жесткой конкуренции. Для таких преобразований крайне важна качественная конкурентная среда. И одной из ключевых задач видится создание равных условий конкуренции, а на сегодня у нас конкуренция очень низкая, потому что одним из самых важных ведомств после Минобрнауки является, не Минэкономразвития, не Минфин, а ФАС, заметил глава Сбербанка.
В частности, с главой «Сбербанка» Германом Грефом и руководителя ФАС Игоря Артемьева связывают прочные дружеские и деловые контакты. Они старые знакомые. В 1997-1998 годах Греф, так же, как и Артемьев, занимал должность Вице-губернатора Санкт-Петербурга. Даже в Москву они переехали одновременно — в 1999 году.
Правительство доопределило количество электронных торговых площадок (ЭТП) для системы госзаказа при проведении электронных аукционов. Теперь это 6 ЭТП. К пяти действующим — «Сбербанк-АСТ», «РТС-Тендер», ЕЭТП, ЭТП ММВБ и Агентство по госзаказу Республики Татарстан (АГ РТ) — добавился Российский аукционный дом (РАД), ранее занимавшийся приватизацией федерального имущества.
Отметим, что РАД — имеет аффилированность со Сбербанком. При этом ЭТП «Сбербанк-АСТ» и так лидирует среди ЭТП – 35,6% всех процедур (данные за 2016 год). Однако в последнее время доля Сбербанк-АСТ стала снижаться (в 2011 году 53%) из-за активной и более гибкой политики других ЭТП — прежде всего РТС (в 2011 году 8,5%, в 2016 — 28,2%) и ММВБ (в 2011 году 5%, в 2016 — 7,3%). Но похоже, в России до сих пор выгодней использовать свой колоссальный лоббистский ресурс, а не улучшать качество работы. Примечательно, что основную прибыль оператор ЭТП получает не сколько от самой организации торгов, сколько от размещения средств всех участников закупок на депозитах в банке. Ведь согласно ст. 44 44-ФЗ, каждый участник электронного аукциона (отметим, участник, а не победитель) обязан разместить денежные средства в том банке с которым работает ЭТП. В итоге, банки пользуются по сути постоянным льготным кредитом — все хозсубъекты, имеющие намерение участвовать в торгах, ссужают им немалые средства — сотни миллиардов рублей. Основную долю этого безвозмездного кредита получает, разумеется, Сбербанк.
Напомним, что в 2009 г. Сергей Габестро, на встрече с Дмитрием Медведевым сообщил, что в результате отбора ЭТП, который прошел без ясных и прозрачных критериев, из 18 подавших заявки компаний-операторов были назначены пять площадок, «две из которых вообще не существовали в момент принятия решения (на основе ММВБ и РТС), а три созданы по Распоряжению Правительства 755Р» (торговые площадки правительств Москвы и Татарстана, а также Сбербанка). При этом наибольший гнев Габестро вызвал тот факт, что глава ФАС Игорь Артемьев еще до объявления результатов отбора публично назвал будущих победителей. «Это было на всеобщей конференции, где были все участники размещения заказов, − нажаловался предприниматель. – Я могу подтвердить каждое свое слово. В такой ситуации на Западе любой министр уходит в отставку». По мнению экспертов, в области закупок, перевод всех видов закупок в электронную форму (например, конкурсов, запросов предложений и котировок) тормозится именно тем, что Сбербанк-АСТ не обладает необходимым функционалом для проведения электронных конкурсов, электронных запросов котировок и предложений.
Вообще забавно, когда похвала в адрес антимонопольного ведомства раздается из уст главы крупнейшей банковской монополии. Правоохранительным органам, да и Президенту Владимиру Путину есть, о чем задуматься.