Тринадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Славмо» (республика Карелия), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Это уже далеко не первое дело ФАС в отношении этого общества. Завод не входит в состав иностранных или крупных отечественных холдингов, с которыми у ФАС проблем значительно меньше. Руководитель ФАС Игорь Артемьев давно водит дружбу с иностранными корпорациями, и нередко возбуждает дела против отечественного малого и среднего бизнеса в интересах крупных монополистов и иностранных структур. Поэтому нельзя исключать, что АО «Славмо» банально «заказали» их более крупные конкуренты. А заказ усердно выполняет ведомство, которое призвано конкуренцию и малый бизнес защищать!
Началось с того, что ФАС возбудила дело против АО «Славмо» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения, направленного на установление экономически необоснованных одинаковых цен при оказании услуги по закупке молока сырого в период с 26.08.2013 по 20.01.2015 для своих партнеров — сельхозпроизводителей Республики Карелия. Также генеральный директор ОАО «Славмо» Масляков С.Н. привлечен к ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
ФАС проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по закупке сырого молока для дальнейшей переработки в Республике Карелия за период 2013, 2014 годы, январь 2015 года.
По результатам проведенного анализа оформлен аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке оказания услуг по закупке сырого молока для дальнейшей переработки в Республике Карелия за период 2013, 2014 годы, январь 2015 года. При изучении состояния конкурентной среды в качестве товара определено сырое молоко со сферой обращения, состоящей из следующих этапов: производство молока сырого сельхозпроизводителями — реализация ими молока — услуга по закупке молока перерабатывающими предприятиями. Продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуга по закупке молока сырого для дальнейшей переработки.
С целью осуществления основного и дополнительных видов деятельности указанными хозяйствующими субъектами ведется деятельность по закупке молока сырого у сельхозпроизводителей. Что свидетельствует об оказании ими услуги по закупке молока сырого. ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» являются продавцами услуг по закупке молока сырого. Покупателями данной услуги являются вышеуказанные сельхозпроизводители. ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» являются конкурентами.
На основании представленных договоров между ОАО «Славмо», ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» и сельхозпроизводителями в исследуемом периоде закупали сырое молоко базисной жирности 3,4%, белок 3,0% по сортам молока: высший сорт Элита; высший сорт; 1 сорт с термоустойчивостью; 1 сорт; 1 сорт неохлажденное; 2 сорт. ОАО «Славмо» закупало сырое молоко в 2013 году у 12 сельхозпроизводителей, в 2014 году — у 9 сельхозпроизводителей, в свою очередь, ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» закупало молоко сырое в 2013 году — у 5 сельхозпроизводителей, в 2014 году — у 4 сельхозпроизводителей, при этом состав сельхозпроизводителей молока сырого оставался практически неизменным.
В результате проведенного исследования ФАС установило, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 № 135-ФЗ ОАО «Славмо» занимает доминирующее положение на данном рынке, так как его доля составила в 2013 году — 48,81%, в 2014 году — 48,57%. Значительная доля затрат в себестоимости продукции приходится на затраты по приобретению сырья — сырого молока. При этом общества находятся на разных расстояниях от сельхозпроизводителей, что свидетельствует о разных расходах на доставку сырья. Молоко сырое приобретается в разных объемах, а произведенная продукция реализуется разному количеству покупателей.
При оспаривании АО «Славмо» решения УФАС по делу №03-16/12-2015 указанный аналитический отчет был признан законным и обоснованным судами в рамках дела №А26-316/2016. В рамках дела №А26-316/2016 суды проверяли на предмет соответствия требованиям №135-ФЗ и Порядка №220 аналитический отчет о проведении анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по закупке сырого молока для дальнейшей переработки в Республике Карелия и признали обоснованными, в том числе, продуктовые и географические границы.
По мнению суда, оснований для признания совершенного Масляковым С.Н. правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не установлено. (Дело № А26-362/2017)