mobile_high-1vx

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит предложения по изменению в 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в связи с возникшими проблемами на рынке концессий. В данном случае речь идет о двух случаях, а именно строительство частично платной дороги Стерлитамак – Магнитогорск длиной 171 км и проект реконструкции радиологического корпуса онкодиспансера в Башкирии. По мнению ФАС, если все расходы несет государство, то такие соглашения прикрывают госзакупку. Концессию на строительство платной дороги в Башкирии выиграло ООО «Башкирдорстрой». Стоимость проекта около 14 млрд. руб., при этом 25% этой суммы вкладывает сам инвестор. Финансирование предоставляет Газпромбанк. Но после окончания строительства государство возмещает издержки на эксплуатацию дороги, что по мнению ФАС нарушает 115-ФЗ. Рассмотрение иска «Башкирдорстроя» к ФАС об отмене конкурса на строительство дороги в суде назначено на 7 апреля (Дело № А40-31275/2017).

Для участия в конкурсе подали заявки 5 претендентов, в том числе ООО «Южноуральская дирекция автодороги», которое подало жалобу в ФАС на результаты конкурса. По мнению общества, заказчик неправомерно отклонил его заявку сославшись на данные полученные от Сбербанка, которые не соответствуют требованиям. В результате ФАС посчитала что жалоба общества необоснованная, но результаты конкурса все равно аннулировала. Стерлитамак — Магнитогорск — двухполосная дорога длиной 171 км, должна связать два промышленных центра и частично переключить на себя транспортные потоки с трассы М5 «Урал» и маршрута Европа — Западный Китай. В соответствии с условиями конкурса концессионер обязан за 6 лет построить автомобильную дорогу, а затем эксплуатировать ее на протяжении следующих 9 лет. Ожидается, что доходы регионального бюджета от сбора платы за проезд в течение 9 лет эксплуатации дороги составят более 9 млрд. руб. На дороге будут платные участки, власти предполагают установить на них предельный тариф в 10–25 руб./км. Деньги за проезд будут поступать в региональный бюджет.

По словам руководителя антимонопольного органа Игоря Артемьева, ведомство будет следить за такими концессиями и ликвидировать через суды, чтобы впредь таких имитаций госзакупок не было. В данном случае под имитацией понимается компенсация государством всех расходов инвестора при реализации концессии. Артемьев считает, что политикам и чиновникам удобно поддерживать такие схемы, когда вроде концессионер что-то платит, но потом государство ему все возмещает.

По мнению представителей Центра развития государственно-частного партнерства (Центр ГЧП), если суд поддержит позицию ФАС, то такая правоприменительная практика затруднит, если не уничтожит модель ГЧП, построенную на постепенном возврате инвестиций за счет бюджета. При этом даже если суд не поддержит ФАС Игорь Артемьев намерен настаивать на своем, инициируя внесение изменений в концессионное законодательство. Ведомство намерено пресекать практику 100%-ого возврата инвестиций за счет бюджета, а также ввести минимальный порог участия частного капитала в концессионных проектах. А это может привести к сжатию рынка концессий. Доля участия бизнеса и государства рассчитывается исходя из экономики каждого проекта. В ряде случаев она будет более 50%, в других — 25%. Главные опасения рынка — относительно цифры, которая будет фигурировать в законе. Если ограничения будут приняты, то это уменьшит круг инвесторов, которых и так немного. По данным Центра ГЧП всего в России около 40 таких проектов, предусматривающих порядка 270 млрд. руб. частных инвестиций, что является 1/3 частных инвестиций в ГЧП. Если ФАС считает незаконными все концессии, где затарты инвестору компенсируются из бюджета, то под сомнением 6 федеральных концессий, в том числе «Платон», платная трасса Москва-Санкт-Петербург и ЦКАД, а также еще несколько крупных региональных проектов. Аналогичные механизмы использовались для дорожного строительства в Австрии, США, Канаде и Великобритании При этом ФАС проверит на нарушения соглашение по Платону только в случае поступления соответствующего обращения сообщил Артемьев. Этим словам очень удивлен руководитель Росавтодора, так как соглашение по Платону заключено в соответствии со 115-ФЗ.

По словам экспертов, разница госзаказа и концессии в том, что регулирование и финансирование разные. Концессии заключаются по итогам или конкурса, или частной концессионной инициативы, при которой конкурс тоже возможен. Концессии по решению правительства разрешены, но пока есть только один пример – «Платон», а у регионов таких полномочий нет. Государство в основном закупает у единственного поставщика, в прошлом году без конкурса поставщики получили госконтрактов на 1 трлн. руб. (23% всего госзаказа). В основном это закупки по решению Президента и Правительства – 39% всех закупок у единственного поставщика. По словам представителей Минэкономразвития и Минтранса, недопустимо принимать решения, которые могут подорвать устойчивость института ГЧП, а также это подорвет инвестиционную основу бизнеса. Также учитывая безапелляционность и обвинительную стилистику ФАС это сильно навредит ГЧП, если есть претензии, то все проблемы можно решить через организацию согласительных встреч с участниками рынка, а угрозы преследования концессий отпугнет инвесторов.

В результате развитие рынка концессионных облигаций, к идее которого недавно вновь вернулся ЦБ, может быть заморожено. В настоящее время в обращении находится 21 выпуск концессионных облигаций на сумму 80 млрд. руб. Большую часть этих бумаг выкупили крупные пенсионные фонды. Для НПФ важно привязывать доходность к уровню инфляции, и это, как правило, реализовывалось через механизм фиксированных платежей из бюджета в виде платы концедента, которая учитывала эту минимальную для пенсионных денег доходность. Кроме того, соглашения предусматривали и гарантии минимальной доходности — условные обязательства бюджета заплатить, если доход концессионера будет ниже, чем установлен сторонами в соглашении. Но из-за расширенного толкования позиции ФАС эти положения могут оказаться неприменимы.

В связи со сложившейся ситуацией, в начале этой недели Центр ГЧП обратился к главе ФАС Игорю Артемьеву с предложением организовать совместную рабочую группу для выработки последовательной политики применения концессий в России. Ранее решение ФАС по отмене конкурса оспорили чиновники Минтранса и Минэкономразвития, а также губернатор Башкирии Рустэм Хамитов. В своем письме Центр ГЧП обращает внимание ФАС на то, что основным принципом регулирования ГЧП должно быть обеспечение благоприятного инвестиционного климата через последовательную и предсказуемую политику государства. Участники рынка хотели бы обсудить с ФАС правовую и экономическую природу платы концедента, требования к участникам конкурсов, понятия «реконструкция» и «эксплуатация» в законодательстве, а также соотнесение законодательства о концессиях и госзакупках.

Также Центром ГЧП отмечается, что для обеспечения роста ВВП не ниже 4% в год инвестиции в инфраструктуру надо увеличивать на 10% в год, до 3,5 трлн. руб./год к 2020 году. Однако за последние 5 лет расходы на инфраструктуру уменьшались на 10% каждый год, а доля частных инвестиций сейчас не достигает и 3% от общего объема вложенных средств.

Также ведомство нашло нарушение конкуренции в частной концессионной инициативе, при том, что это одна из самых подробно описанных процедур. В результате глава Башкирии Рустэм Хамитов направил письмо главе ФАС об ограничении конкуренции. По мнению руководителя региона, аннулирование конкурса на дорогу, а теперь еще и претензии по реконструкции радиологического корпуса онкодиспансера осложняют социально и экономически значимые для региона инвестпроекты.

Частный инвестор направил письмо с предложением правительству Башкирии проекта создания онкорадиологического центра по концессионному соглашению. Данное письмо не оформлялось в виде официального документа, оно содержало в себе базовые параметры для проведения переговоров и обсуждений. Инвестор имеет право на проведение предварительных переговоров с уполномоченным органом власти, в том случае если орган власти не определен, то такая заявка рассматривается как обращение от граждан или юрлица, сообщает исполнительный директор Центра ГЧП Максим Ткаченко. Но территориальное Управление ФАС, которое пригласили для рассмотрения предложения, решило выпустить предупреждение.

По данным Центра ГЧП, в регионах в стадии проработки находятся порядка 1000 частных инициатив, при этом более 400 уже рассмотрены, больше 300 соглашений заключены на конкурсе или без него. По мнению экспертов, частная инициатива не предусматривает согласование ФАС, но также отмечается, что лучше если регионы определят уполномоченные органы власти для рассмотрения частных инициатив, чтобы снять претензии контрольно-надзорных органов.

Концессии, особенно в условиях России, становятся чуть ли не единственным способом обеспечить долгосрочные инвестиции в инфраструктуру, благодаря им наконец оживилось дорожное строительство. Позиция господина Артемьева может быть объяснена тем, что решение инфраструктурных проблем России не входит в планы наших иностранных конкурентов, чьи интересы уже давно обслуживает господин Артемьев.