15137506_1529436877068331_1703672754140295125_o

25 ноября в центральном офисе «Деловой России» прошло расширенное заседание генерального совета организации. Гостями мероприятия стали Министр по вопросам «Открытого Правительства» Михаил Абызов и гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин. На встрече Михаил Абызов рассказал о том, что будет дальше с реформой контрольно-надзорной деятельности (КНД), чего ждать предпринимателям и самим контрольным органам власти. Реформа рассчитана до 2024 года, и в ней принимают участие 12 ведомств, в числе которых Федеральная антимонопольная служба (ФАС), МВД, МЧС, Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС), Россельхознадзор, Ространснадзор, Роструд, Росздравнадзор, Роспортебнадзор, Росприроднадзор и Ростехнадзор. И уже на этой неделе Абызов доложит Председателю Правительства Дмитрию Медведеву паспорт реформы контроля и надзора в рамках «проектного офиса», распланированный до 2024 года. По словам Абызова, чиновники будут регулярно отчитываться в рамках «дней открытых дверей», а также вести работу с бизнесом в бесконтактном режиме при осуществлении проверочных мероприятий. Так как основная задача — это не спецоперации. Также он сообщил, что для дальнейшей работы с 2017 года будут организованы встречи с бизнес-объединениями для систематизации требований к безопасности, охране труда и экологии в общепите, торговых сетях и офисах. Президент «Деловой России» Алексей Репик сообщил, что все бизнес-объединения уже создали или создают соответствующие рабочие группы по контролю и надзору.

В рамках реформы будет использован проектный подход, который сделает результаты совершенствования КНД понятными, ощутимыми и измеримыми. Три цели которые реформа должна достичь в процессе реализации: радикальное сокращение вреда и ущерба при несчастных случаях, сокращение административного давления на бизнес и оптимизация работы контрольных органов. Для их достижения Правительство должно будет согласовать показатели по 8 направлениям в числе которых внедрение риск-ориентированного подхода, исключение дублирующих и избыточных требований, новая кадровая политика в надзорных структурах, антикоррупционный мониторинг, система профилактики нарушений обязательных требований, система оценки эффективности контроля и надзора, а также распространение принципов КНД на регионы. Министр представил на встрече те меры, которые будут предложены Председателю Правительства. Например, он сообщил что планируется уход от «палочной» системы исходя из анализа вреда и ущерба, полученного из-за нарушения, также ведомства должны будут распределить объекты и компании по группам риска исходя из риск-ориентированного подхода. для снижения коррупции будет введены «бесконтактное взаимодействие» с проверяющими и фотовидеофиксация нарушений. Также планируется внедрение «личных кабинетов» для обратной связи предпринимателей и чиновников по каждому виду КНД, правда пока неясно на каком ресурсе будут созданы такие кабинеты, возможно, что ресурс связанный с единым реестром проверок Генпрокуратуры доработанный в рамках реформы. Создание такой обратной связи в принципе технически несложно, но с управленческой точки зрения непросто, сообщил Абызов.

Напомним, что в августе 2016 года Правительство утвердило постановление от 17 августа 2016 г. № 806 о риск-ориентированном подходе пока для трех видов надзора (санитарно-эпидемиологическом, пожарном и надзоре в области связи) которое будет реализовано с 2017 года, а с 2018 года все надзорные органы должны будут перейти на такой контроль. Также об удаленном контроле говорится в принятых поправках в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Михаил Абызов добавил, что активно ведется работа с Генпрокуратурой в рамках проводимой реформы. Например, в 2015 году в Генпрокуратуру поступило 657 тыс. заявок о проведении проверок от надзорных органов. В этом году количество заявок сократилось на 200 тыс., то есть всего подано 463 тыс. заявки о проведении проверочных мероприятий. Есть шанс что еще 100 тыс. будут сняты. По мнению Абызова, результаты реформы уже можно наблюдать в действии. Также планируется внедрение чек-листов с требованиями, представляющими высокий уровень риска, на которых и должны будут сконцентрироваться проверяющие. Через QR коды можно будет увидеть всю информацию о проверке. Также если проверка не выявит нарушений, то такая проверка будет считаться результативной. Абызов сообщил, что теперь важно будет не количество проверок, а какие угрозы были реализованы в сферах контрольно-надзорных органов. Такая система сейчас находится в проработке, хотя идет она с сопротивлением некоторых ведомств не желающих переходить на такой уровень контроля.

Также Министр отметил, что работа инспекторов с бизнесом должна строится не в полицейском формате, а партнерском, то есть проведение совместных совещаний/консультаций на которых вырабатывать совместные решения для недопущения дальнейших нарушений. Для построения подобной работы, необходимо будет провести переподготовку кадров контрольных ведомств. Со следующего года будет реализовано дистанционное обучение и создание базы лучших практик.

По словам уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, у реформы долгосрочные задачи. В связи с этим он считает нужным дополнить проект оперативными целями, например, прямое ограничение количества проверок.

На встрече присутствовал также директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов, который поблагодарил Михаила Абызова за его подключение к работе над текстом Указа Президента «Об основных направлениях государственной антимонопольной политики» с проектом Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2017-2018 годы». Благодаря Абызову текст Указа стал намного чище, хотя все равно проблемы остаются. В связи с этим он задал вопрос, в котором постарался затронуть все – «что в отличие от Указа Президента США Барака Обамы, который для граждан (им бесплатный широкополосный интернет) и бизнеса (поддержка при выходе на внешние рынки), наш – для чиновников, но не для граждан, а бизнесу обещаются дополнительные административные барьеры». Также упомянул, что «губернаторам и министрам поставят КПЭ по конкуренции, хотя у них их и так 30-40, от еще одного толку не будет. ФАС записала в Указ все свои пожелания, которые были отвергнуты при обсуждении 4-го антимонопольного пакета, в т.ч. при участии Абызова. Плюс ФАС записала новые — одно требование нанимать всем антимонопольных юристов или вмешательство в закупки частного бизнеса чего стоит. ФАС уже обладает самыми большими в мире полномочиями, куда ей еще больше, тем более, что новые полномочия, как показывает опыт даже с гособоронзаказом (ГОЗ) и регулированием тарифов естественных монополий, используются против малого бизнеса».

По словам Министра, его позиция в части ФАС такова, что ведомство должно в будущем стать независимым от Правительства и самостоятельным регулятором.