Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила письмо в Минэкономразвития с предложением разрешить заключать контракты жизненного цикла госкомпаниям при разыгрывании на конкурсе (включают не только покупку товара или услуги, но и обслуживание, ремонт, утилизацию). Победитель в конкурсе обязан привлечь малый и средний бизнес в роли субподрядчика. Возможность заключения таких контрактов прорабатывается Минфином, Минэкономразвития и ФАС по поручению Правительства.
На данный момент, контракт жизненного цикла заключается при госзаказе, но отсутствует такая возможность в рамках закона о закупках для госкомпаний, об этом сообщили Президенту Владимиру Путину в рамках заседания Торгово-промышленной палаты в марте. Путин поддержал инициативу. При заключении такого контракта жизненного цикла, поставщику важно поставить качественный товар, чтобы экономить на обслуживании. А заказчику проще будет купить дорогой и качественный товар, не опасаясь обвинений в нарушении.
Хотя уже сейчас некоторые госкомпании, например, РЖД, заключают такие контракты жизненного цикла. Соответствующие нормативные акты компании предусматривают такой вариант и это уже используется при закупках «Сапсанов» и «Ласточек». Но многие госкомпании боятся использовать такой тип контракта, в связи с отсутствием соответствующего приказа Минэкономразвития. ФАС не поддерживает закрепление таких контрактов в законе о закупках госкомпаний, так как это по их мнению может привести к ограничению конкуренции.
ФАС следовало бы не закручивать сначала гайки, всеми силами навязывая госкомпаниям неэффективную, способствующую отрицательной селекции и зачастую невыполнимую в коммерческих закупках работу по 44-ФЗ, а потом разрешая отдельные вещи, а наоборот, способствовать внедрению в госкомпаниях лучшей мировой практики закупок В2В. Сюда относится не только контракты жизненного цикла, но и отказ от принципа «победитель торгов получает все». Компании во всем мире страхуются, выбирая несколько поставщиков в зависимости от отрасли и ситуации их может быть от 2 (принцип 60/40 — победитель торгов получает 60% контракта, занявший 2 место — 40%) до десятков и сотен. Также ФАС необходимо перестать препятствовать механизму переторжки и конкурентных переговоров. Если последние ведутся под запись, в них нет ничего коррупционного, это обычная коммерческая практика. Переторжка также позволит сэкономить средства компаний на закупках. Надо не разрешать госкомпаниям подобные вещи.