Источник изображения

Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Лаборатория Безопасности» (г. Самара), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Компания является малым предприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения при участии в торгах на техобслуживание и ремонт систем охранно-пожарной сигнализации.
ФАС вынесла постановление о привлечении компании к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 283 240 рублей 06 копеек.
Государственным казенным учреждением Самарской области «Служба эксплуатации зданий и сооружений» проведен открытый аукцион на оказание услуг по техобслуживанию и ремонту систем охранно-пожарной сигнализации на объектах учреждения. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 6 611 055 рублей 33 копеек. При этом начальная цена лота (контракта) составила 1 132 960 рублей 25 копеек.
ФАС установлено, что для участия в аукционе было подано и допущено к участию 12 заявок. Ценовые предложения подавались 7 организациями из 12 допущенных. Всего в рамках открытого аукциона было подано 85 предложений по снижению цены. Сначала произошло снижение цены лота на 173 943 рублей 45 копеек. В последующем, ООО «Национальный проект» и индивидуальный предприниматель-участник закупки, подавая поочередно ценовые предложения в течение 30 минут, снизили цену контракта до 111 676 рублей (т.е. снижение на 90%). За время проведения аукциона ООО «Лаборатория безопасности» было подано всего 2 предложения по снижению цены контракта в течение последних 5 минут торгов. Заявки ООО «Национальный проект» и предпринимателя, признаны не соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Контракт на оказание услуг по техобслуживанию и ремонту систем охранно-пожарной сигнализации на объектах учреждения заключен с ООО «Константа».
Как установили суды, ФАС правомерно квалифицировала действия компаний и предпринимателя при участии в спорных торгах в качестве противоправного картельного соглашения, поскольку указанными хозсубъектами реализовывалась единая стратегия поведения, использовалась единая инфраструктура с целью получить определенные экономические последствия (выгоду) и извлечь неконкурентные преимущества, что является нарушением законодательства о защите конкуренции.
Суд отметил, что осуществление предпринимательской деятельности, связанной с монтажом, техобслуживанием и ремонтом средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предполагает обязательное наличие соответствующей лицензии. ООО «Национальный проект» и предприниматель не имеют необходимых разрешительных документов и практики предпринимательской деятельности в сфере монтажа, технического обслуживания и ремонта средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Вместе с тем ООО «Лаборатория безопасности», напротив, имеет опыт работы на указанном рынке, принимает участие в конкурентных процедурах на закупку названных услуг, исполняет контракты в случае победы в торгах. При этом ФАС установлено, что для подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе ООО «Национальный проект» и предприниматель для выхода в Интернет использовали один IР-адрес. С указанного IР-адреса ООО «Национальный проект», «Лаборатория безопасности» и предпринимателем также подавали ценовые предложения. ФАС осуществлен осмотр персональных компьютеров компаний «Национальный проект» и «Лаборатория безопасности», в ходе которой обнаружены электронные документы, указывающие на взаимодействие данных организаций с 2010 года.
Суды пришли к выводу о том, что ООО «Национальный проект» и предприниматель, зная, что их заявки будут признаны не соответствующими требованиям, допустили существенное снижение цены, введя в заблуждение добросовестных участников аукциона, создали угрозу конкуренции при проведении аукциона, оказали негативное воздействие на поведение других добросовестных участников торгов. Действия названных лиц по подаче демпинговых ценовых предложений и искусственное снижение НМЦК более чем на 90%, без намерения заключить контракт, преследовали своей целью введение в заблуждение добросовестных участников аукциона. Суды согласились с доводами ФАС о том, что действия указанных лиц были направлены на создание преимуществ для ООО «Лаборатория безопасности» при участии в аукционе.
Согласно выводам суда, ООО «Национальный проект», предприниматель и ООО «Лаборатория безопасности» при участии в аукционе использовали модель группового поведения, выраженную в использовании демпинговых предложений, при которой два хозсубъекта снижали цену, что вынуждало остальных участников аукциона отказаться от участия в торгах, считая это бесполезным, и давало возможный выигрыш третьему участнику (схема «таран»). При этом ООО «Лаборатория безопасности», не подававшим ценовых предложений до момента значительного снижения цены, были поданы всего 2 ценовых предложения в завершающей стадии аукциона. ООО «Лаборатория безопасности», несмотря на наличие конкурентов, уверенно предлагало более высокую цену, близкую к НМЦК. Указанное поведение, по мнению ФАС, является нелогичным и свидетельствует об уверенности данных участников в том, что первый и второй участник выйдут из аукциона на этапе рассмотрения вторых частей заявок. Как указали суды, не достижение запланированной цели в связи с победой конкурента не означает отсутствие антиконкурентного соглашения, запрещенного законом. Действия компаний создали угрозу конкуренции при проведении открытого аукциона. (Дело № А55-35426/2017)