Источник изображения

В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступила жалоба РКП «АК «Тува Авиа» на действия ФКП «Аэропорт Кызыл». По мнению заявителя, аэропорт неправомерно установил цены на услугу по базированию воздушных судов, оказываемую РКП «АК «Тува Авиа».
По результатам рассмотрения жалобы ФАС возбудила дело в отношении аэропорта по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 135-ФЗ, в части установления необоснованной стоимости 1 м2 места стоянки по базированию воздушных судов в аэропорту «Кызыл».
ФКП «Аэропорт «Кызыл» является единственным хозяйствующим субъектом, предоставляющим услуги аэропортов не только в границах г. Кызыла, но и на всей территории Республики Тыва. Исходя из осуществляемой деятельности, в соответствии с положениями ст. 4 147-ФЗ «О естественных монополиях» и ст. 5 135-ФЗ, ФКП «Аэропорт «Кызыл» является субъектом естественной монополии на рынке оказания аэропортовых услуг, действующего в границах городского округа «Город Кызыл».
Суд согласился с доводом ФАС о том, что плата за базирование воздушных судов не подлежит госрегулированию, и устанавливается ФКП «Аэропорт Кызыл» самостоятельно. В деле № А33-21293/2015, на судебную практику по которому сослалось ФКП «Аэропорт Кызыл», суды также пришли к выводу о том, что услуги по базированию воздушных судов не включены в перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены на которые регулируются государством.
По мнению суда, ФАС правомерно считает, что услуга по базированию воздушных судов РКП «АК «Тува Авиа» может быть предоставлена только ФКП «Аэропорт Кызыл» и как субъект естественной монополии ФКП «Аэропорт Кызыл» не вправе отказывать в предоставлении данной услуги и не вправе злоупотреблять своим доминирующим положением.
ФКП «Аэропорт Кызыл» по договору с авиакомпанией обязался оказывать услуги по базированию в аэропорту Кызыл воздушным судам (ВС) типа Ми-8, Ан-2, РС-12 «Pilatus» и др., эксплуатируемых РКП «АК «Тува Авиа» и выполняющих регулярные и нерегулярные рейсы из аэропорта «Кызыл». РКП «АК «Тува Авиа» в свою очередь обязалось оплачивать предоставленные услуги. По договору стоимость базирования одного ВС авиакомпании в аэропорту Кызыл составляет:
— самолет Ан-2 – 23,3 тыс. руб. в месяц;
— вертолет Ми-8 – 45,2 тыс. руб. в месяц;
— самолет РС-12 «Pilatus» — 18,3 тыс. руб. в месяц.
При этом, ФАС в своём оспариваемом решении согласилась, что в стоимость услуги по базированию ВС ФКП «Аэропорт Кызыл» включены обоснованные и документально подтверждённые затраты, что не противоречит нормам антимонопольного законодательства, за исключением стоимости 1 м2 места стоянки в размере 78,7 руб.
Согласно справке аэропорта, общая площадь занимаемых мест стоянок составляет 1103,5 м2, а именно: Ми-8 — 575 м2, Ан-2 — 296,5 м2, РС-12 «Pilatus» — 232 м2, в том числе минимальные безопасные расстояния между ВС при их размещении на местах стоянки в размере 11 м.
Суд посчитал, что ФАС пришла к обоснованному выводу о том, что стоимость 1 м2 места стоянки по базированию ВС в размере 78,7 руб. за базирование ВС в аэропорту Кызыл не соответствует фактическим затратам предприятия, понесённым при оказании услуг по базированию ВС. ФКП «Аэропорт Кызыл» указывало, что ФАС не представлено доказательств создания условий, ставящих авиакомпанию в неравное положение по сравнению с другими потребителями услуг по базированию ВС аэропорта Кызыл, но оспариваемое решение не содержит такой вывод ФАС. Исходя из этого Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил решение ФАС в силе. (Дело № А69-5578/2016)
При этом отметим, что ФАС согласно закону и порядку анализа конкурентной среды должна была провести не только анализ затрат, но и сравнительный анализ, чтобы установить факт монопольно высокой цены услуги. То есть, хотя бы запросить цены на услуги стоянки в других аэропортах. И если какое то подобие анализа затрат в решении ФАС содержалось, то сравнительного анализа — нет. Странно, что суд не обратил на это внимание.