Источник изображения

Арбитражный суд Московского округа снизил штраф Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на ООО ЧОО «Гвардия» (Московская обл.), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Компания является малым предприятием.
Как и подавляющее большинство выявленных ФАС «картелей», в рассматриваемом деле микробизнес попался на использовании одного IP-адреса. ФАС идет по пути наименьшего сопротивления, выявляя «картели» с помощью ЕИС www.zakupki.gov.ru, функционал которой теперь позволяет регулятору отслеживать заявки, поданные с одного IP-адреса, с едиными свойствами файлов и т.д. Но на самом деле, на экономию путем использования одного IP-адреса идет только малый и микробизнес. Короли госзаказа на такое не ловятся, и торги, под них «заточенные», остаются вне поля зрения ФАС.
Но важен еще два аспекта. Именно ФАС создала «кривую» систему госзаказа в нашей стране с аукционным креном и мелочным процедурным контролем. Частью этой системы являются высокие входные барьеры для участия в закупках (регистрация на электронных площадках, покупка ЭЦП, внесение обеспечения, временные и трудозатраты на то, чтобы разобраться и участвовать в злополучных аукционах и т.д.). И вот когда микробизнес кооперируется, чтобы минимизировать эти затраты, он получает обвинения в картельном сговоре. Наконец, в данном кейсе микропредприятия делили лоты, поочередно становясь победителями тендеров. Не позволяет ли это поддерживать конкурентную среду? Ведь принцип аукционной системы, придуманной ФАС – победитель получает всё, а остальные должны уйти с рынка и зачастую из бизнеса. Формально нарушая правила кривой реальности, созданной ФАС, компании поддерживают конкурентную среду, оставляя на плаву большее число участников рынка.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на электронных аукционах по организации охраны объектов.
Судом установлено, что при проведении проверки и рассмотрении дела ФАС установлена достаточная совокупность прямых и косвенных доказательств, подтверждающих заключение компанией и ООО «Техлифтсервис», ООО «ЮА «Лекс» антиконкурентного соглашения и участие в нем, а именно: формирование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) осуществлялось на основании коммерческих предложений ООО ЧОО «Гвардия» и ООО ЧОО «Добрыня»; все открытые аукционы завершились с минимальным снижением НМЦК – 1-8% — участники осуществляли совместную подготовку к торгам; участники имеют устойчивые финансовые связи (установлены взаимные выплаты по договорам займов и услуг между ООО ЧОО «Гвардия» и ООО ЧОО «Добрыня»); участники использовали единую инфраструктуру (ФАС установлено совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок при участии в электронных аукционах, для выхода в сеть интернет использовался один и тот же IP-адрес, принадлежащий ООО «Техлифтсервис»).
Суд, согласившись с ФАС, пришел к выводу, что компании при участии в аукционах не конкурировали, а, наоборот, согласовывали и координировали свои действия, о чем свидетельствует совместное использование ими единой инфраструктуры, оборудования, компьютерной сети, а также их поведение на аукционах (совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок).
ФАС привлекла ООО ЧОО «Гвардия» к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ в виде 858 024 рублей штрафа.
При этом суд с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание принцип соразмерности административного наказания, дифференциацию публично-правовой ответственности, признал возможным снизить размер назначенного компании штрафа до 572 016 рублей. (Дело № А40-181502/18)