Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступила жалоба гражданина Кольцова Э.С. о нарушении ООО «Тамарикс Лоджистикс» антимонопольного законодательства. По мнению заявителя, «Тамарикс» в 2014 году установила экономически необоснованную цену на терминальные услуги по хранению транспортного средства на территории зоны таможенного контроля (ЗТК) склада временного хранения (СВХ). Таким образом, возникло антимонопольное дело о монопольно высокой цене стоянки мотоцикла на таможенном складе с «ценой вопроса» 8 тыс. руб., которое рассматривается уже третий год по второму кругу.
За это время судебные издержки многократно превысили масштабы предполагаемого «нарушения». Началось с того, что гр-н Кольцов ввез па территорию РФ мотоцикл Harley-Davidson VRCDX Night Rod Spescial для личного пользования через многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПЛ) «Лотта», который является пограничным таможенным постом Мурманской таможни Северо-Западного таможенного управления ФТС России. За первые сутки стоимость услуги терминала составила 8 тыс. руб. По мнению Кольцова, стоимость услуги являлась экономически необоснованной и ущемила его интересы. В результате рассмотрения жалобы ФАС признала «Тамарикс» нарушителем ч. 1 ст. 10 135-ФЗ, в части ущемления интересов гражданина, а также неопределенного круга лиц путем установления экономически необоснованного тарифа на услугу терминала по хранению транспортного средства на территории ЗТК СВХ.
При этом, ФАС не оспаривала, что цены на услуги СВХ госрегулированию не подлежат, право компании на самостоятельное формирование ценовой политики антимонопольным органом не опровергнуто.
Вместе с тем, проведя анализ обоснованности установленного компанией тарифа на услугу терминала, ФАС установила, что себестоимость с учетом общей суммы всех затрат на содержание СВХ в расчете на 1 кв.м. площади составляет 59 руб. Полная себестоимость получена путем произведения расчетной себестоимости нахождения транспортного средства, отнесенной к 1 кв. м и площади стояночного места транспортного средства, принятой для целей расчета тарифа в размере 100 кв.м. на одно транспортное средство. ФАС пришла к выводу, что площадь стояночного места в размере 100 кв.м. для размещения одного транспортного средства на территории ЗТК СВХ принята компанией исходя из размеров такого стояночного места (25 м в длину, 4 м в ширину). Применив к рассматриваемой ситуации положения Свода правил «СНИП 21-02-99* «Стоянки автомобилей», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 635/9, ФАС установила, что габариты стояночного места (25 м х 4 м без учета зазоров безопасности) существенно превышают не только установленную максимальную длину одиночного транспортного средства категорий М1, М2, М3, N, О, но и максимальную длину наиболее длинномерного транспортного средства – автопоезда в составе тягача и прицепа (полуприцепа). С учетом изложенного, доля транспортных средств, в отношении которых включенные в расчет тарифа габариты стояночного места являются существенно завышенными, а значит экономически необоснованными, составляет более 90% от общего количества (85 % легковые автомобили, 5,8% — мотоциклы). И заявителем не было учтено существенное отличие себестоимости стоянки для транспортных средств различных категорий и габаритов.
ФАС пришла к выводу, что, исходя из представленных данных о затратах именно для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов стоимость стояночного машиноместа на СВХ должна составлять 1170 руб./сутки (58 руб. 83 коп. — себестоимость хранения транспортных средств в расчете на 1 кв. м.). Площадь машиноместа должна составлять 13,25 кв. м. ФАС приняла во внимание габариты данных транспортных средств и необходимые максимальные параметры мест для их, после чего пришла к выводу о том, что ООО «ТАМАРИКС Лоджистикс» при установлении спорного тарифа по критерию учета себестоимости применило произвольный размер площади стояночного места (100 кв.м.) с завышением действительно необходимой площади для хранения ввозимых физлицами транспортных средств (655%), и в итоге установило экономически необоснованный тариф на услуги СВХ для физлиц.
По мнению кассационной инстанции, выводы судов первой и апелляционной инстанций при обосновании признания незаконности оспоренного решения ФАС о том, что не было представлено убедительных доказательств неразумности спорного тарифа на основе документальных сведений о рыночной стоимости аналогичных услуг у иных владельцев СВХ в других регионах,– основаны на неверном применении норм 135-ФЗ.
Исходя из представленных компанией пояснений и из расчета спорной цены оказываемой услуги, а также с учетом данных о размещаемых на указанном СВХ физлицами транспортных средствах, ФАС сделала вывод, что у ООО «ТАМАРИКС Лоджистикс» отсутствовали объективные предпосылки для установления именно такого тарифа, с применением в расчетах которого определялась площадь стояночного места в 100 кв.м. без учета существенного отличия себестоимости стоянки для транспортных средств различных категорий и габаритов.
Напротив, отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии объективных и обоснованных факторов ценообразования на услугу по хранению физлицами транспортных средств на СВХ исходя из расчета площади стояночного места в размере 100 кв.м – свидетельствовало по мнению кассации о создании компанией экономического преимущества именно для себя, что привело к ущемлению интересов физлиц, вынужденных размещать ввезенные на территорию РФ легковые транспортные средства на СВХ/ТЗК, владельцем которых является ООО «ТАМАРИКС Лоджистикс». В связи с этим Арбитражный суд Северо-Западного округа при повторном рассмотрении дела отменил решения судов нижестоящих инстанций и оставил решение ФАС в силе. (Дело № А42-5974/2015)