Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении двух карельских молокозаводов — ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» — по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 135-ФЗ, выразившегося в установлении одинаковых закупочных цен на молоко сырое в период с 2013 года по январь 2015 года. примечательно, что претензии ФАС вызвал не уровень цен, а их одномоментное повышение и одинаковый уровень. Хотя молоко сырое является стандартным (почти биржевым) товаром. Налицо двойные стандарты ФАС: в некоторых регионах претензии вызывают наоборот, не одинаковые, а различные закупочные цены. Получается почти как в анекдоте — как бы ни действовали молокозаводы, они всегда окажутся виноватыми: в случае одинаковых цен их обвинят в картельном сговоре или координации, в случае разных — в ценовой дискриминации.
ФАС установила, что в период до 26.08.2013 при оказании услуги по закупке сырого молока ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» устанавливали различные цены (за 1 кг. базисной жирности 3,4%, белок 3,0%). С 26.08.2013 цены предприятиями-переработчиками увеличивались синхронно и однообразно: первый раз 26.08.2013; второй раз 25.12.2013 — ОАО «Славмо», 01.01.2014 — ЗАО «Олонецкий молочный комбинат», т.е. разница во времени установления цен незначительная (6 дней) и третий раз 20.01.2015, при этом все три раза цены устанавливались в одинаковых размерах.
ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» являются продавцами услуг по закупке молока сырого. Покупателями данной услуги являются вышеуказанные сельхозпроизводители. По мнению ФАС, с учетом изложенного ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» являются конкурентами. По данным Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, деятельность по переработке молока сырого в Республике осуществляют 4 хозсубъекта: АО «Славмо», ЗАО «Олонецкий молочный комбинат», ЗАО «Эссойла», ЗАО «Медвежьегорский молокозавод». ОАО «Славмо» закупало сырое молоко в 2013 году у 12 сельхозпроизводителей, в 2014 году — у 9 сельхозпроизводителей. В свою очередь, ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» закупало молоко сырое в 2013 году у 5 сельхозпроизводителей, в 2014 году — у 4 сельхозпроизводителей. При этом состав сельхозпроизводителей молока сырого оставался практически неизменным.
Себестоимость производимой продукции обществ в 2014 году была разная: ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» — 29,03 руб.; ОАО «Славмо» — 30,66 руб. ФАС провела исследование рынка и установила, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 135-ФЗ ОАО «Славмо» занимает доминирующее положение на данном рынке, так как его доля составила в 2013 году 48,81%, в 2014 году — 48,57%. Значительная доля затрат в себестоимости продукции приходится на затраты по приобретению сырья — сырого молока. При этом общества находятся на разных расстояниях от сельхозпроизводителей, что свидетельствует о разных расходах на доставку сырья.
Молоко сырое приобретается в разных объемах, а произведенная продукция реализуется разному количеству покупателей. В период до 26.08.2013 при оказании услуги по закупке сырого молока ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» устанавливали различные цены.
3 сельхозпроизводителя (ООО «Маяк», ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», ОАО «Племсовхоз «Мегрега») поясняли, что в связи с увеличением расходов на производство сырого молока в адрес ОАО «Славмо» в устной или письменной форме направлялись предложения о необходимости увеличения закупочных цен. По результатам рассмотрения предложений ОАО «Славмо» определяло окончательные цены применительно к своим расходам на производство продукции, которые отражались в направляемых в адрес ООО «Маяк», ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», ОАО «Племсовхоз «Мегрега» протоколах согласования цен на молоко, являющихся приложениями к договорам.
Представители ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», ОАО «Племсовхоз «Мегрега» подтверждали, что в адрес ОАО «Славмо» направлялись письма с указанием конкретных цен. В письмах ООО «Маяк», ОАО «Племсовхоз «Мегрега», ООО «Ладожское» указано, что цены на молоко сырое устанавливает ОАО «Славмо». Кроме, того, ОАО «Совхоз «Аграрный», сообщило, что «инициатива заключения договоров на поставку сырого молока исходит непосредственно от самих покупателей, в том числе условия о цене поставок определялись покупателем. По общей практике договоры на поставку молока также были оформлены заинтересованной в приобретении молока стороной». Представители ЗАО «Пряжинское» и ЗАО «Янишполе» подтверждали факт ежегодного получения договоров на поставку сырого молока с протоколами согласования цен, приемлемых для ОАО «Славмо».
В ходе рассмотрения антимонопольного дела представитель ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» поясняла, что приказы о закупочной цене на молоко являются внутренними документами общества, и указывала, что цены устанавливаются производителями молока путем направления соответствующих писем. Однако по запросу ФАС переписка общества с сельхозпроизводителями об установлении цен представлена не была. Представители ОАО «Племсовхоз «Мегрега» и ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское» сообщали, что вопросы об увеличении цены на молоко сырое с ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» решаются путем переговоров, предложения с указанием конкретных цен не направляются. По мнению ФАС, совокупностью полученных в ходе рассмотрения дела доказательств подтверждается, что цены на закупаемое сырое молоко устанавливают ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат». При этом, из вышеизложенных данных можно сделать вывод об отсутствии объективных экономических обстоятельств, в равной степени влияющих на действия предприятий-переработчиков для синхронного и единообразного установления идентичных цен.
В связи с этим арбитражный суд северо-западного округа оставил решение ФАС в силе. (Дело № А26-375/2016)