Арбитражный суд Уральского округа ставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ГУП Удмуртской Республики «Аптеки Удмуртии», подтвердив тем самым решение судов предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ГУП по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 №135-ФЗ, выразившегося в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, направленного на ограничение конкуренции, создание преимущественных условий участия в торгах для ГУП УР «Аптеки Удмуртии».
Приказом Министерства здравоохранения Удмуртской Республики утверждена Стратегия развития государственной аптечной сети Удмуртской Республики на 2014 – 2016 годы и план ее реализации. Было принято решение Министерству разработать механизм передачи полномочий по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) ГУП УР «Фармация». Между Министерством и ГУП УР «Фармация» подписан государственный контракт, предметом которого является оказание услуг специализированной организацией (ГУП УР «Фармация») для осуществления функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Государственного заказчика и подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений, являющихся медицинскими организациями Удмуртии, путем проведения конкурсов или аукционов. Цена контракта составляет 99 000 руб. Контракт заключен без проведения торгов.
Таким образом, Министерство передало функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Государственного заказчика и подведомственных ему учреждений ГУП УР «Фармация», наделив его статусом специализированной организации. При этом Министерству было известно как то, что директор ГУП УР «Аптеки Удмуртии» одновременно является и директором ГУП УР «Фармация», так и то, что ГУП «Аптеки Удмуртии» будет являться участником торгов, организованных специализированной организацией.
С момента наделения ГУП УР «Фармация» функциями специализированной организации, данным предприятием было проведено 1196 электронных аукциона, из которых в 281 электронном аукционе участие приняло ГУП УР «Аптеки Удмуртии», по результатам проведения которых признано победителем в 185 процедурах.
ФАС установлено, что Министерство наделило ГУП УР «Фармация» статусом специализированной организации, формируя аукционную (конкурсную) комиссию из сотрудников ГУП «Фармация», зная о том, что директором вышеуказанных государственных предприятий является одно и то же физическое лицо, а также практически весь административно-управленческий персонал и некоторые сотрудники были трудоустроены и в ГУП УР «Фармация» и в ГУП УР «Аптеки Удмуртии», государственный контракт заключен на изначально невыгодных (убыточных) для ГУП УР «Фармация» условиях по цене 99 000 руб. за 1 000 процедур, т.е. по цене 99 рублей за 1 процедуру, ГУП УР «Аптеки Удмуртии» были созданы условия, предоставляющие доступ к информации о планируемых торгах, условиях их проведения, объемах закупки, еще до объявления торгов.
ФАС вынесла постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в размере 2 820 980 руб. 66 коп.
Судами отмечено, что антиконкурентное соглашение выразилось в том, что Министерство изначально в качестве специализированной организации для определения поставщика привлекло ГУП УР «Фармация», руководитель которой был назначен руководителем участника закупки ГУП УР «Аптеки Удмуртии», сотрудники которых являлись работниками (совместителями) обоих предприятий одновременно, занимавшиеся вопросами закупки, имевшие доступ к информации по условиям закупки, что, в свою очередь, могло повлиять на результат торгов, привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и созданию преимущественных условий для ГУП УР «Аптеки Удмуртии».
В рассматриваемом случае суды пришли к выводу, что установленные обстоятельства, при конкурентном рынке, что подтверждено ФАС, свидетельствуют о возможности влияния на конкуренцию и ее устранение при участии ГУП УР «Аптеки Удмуртии» в закупке, организованной ГУП УР «Фармация». (Дело № А71-6550/2018)