Источник изображения

Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Администрации городского округа Химки, отменив тем самым постановление суда апелляционной инстанции, и направил дело на новое рассмотрение.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против администрации по признакам нарушения статьи 16 №135-ФЗ, что выразилось в заключении устного соглашения о передаче недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, без проведения конкурентных процедур.
ООО «Медицина-Сходня» 23.05.2012 г. направило в Администрацию г. Химки письмо о предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 31 909 кв.м для строительства и эксплуатации лечебно-реабилитационного центра. Комитет по управлению имуществом Администрации г. Химки 24.08.2012 сообщила компании о возможности предоставления земельного участка в аренду, однако участок ООО «Медицина-Сходня» предоставлен не был.
ООО «Сходня» 23.09.2014 г. снова обратилось в Администрацию с письмом, содержащим аналогичную просьбу. Администрация сообщила компании о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на здания и сооружения, подтверждающих право аренды.
Как указывает ФАС, Администрация фактически передала ООО «Сходня» в аренду здания без проведения торгов и земельный участок. ООО «Сходня» 27.10.2014 направило в Администрацию письмо по вопросу включения границ земельного участка площадью 30 545 кв.м в разработанный проект планировки северной части территории микрорайона Сходня г. Химки, в связи с тем, что на территории расположены объекты капстроительства, принадлежащие на праве аренды ООО «Сходня». Администрацией 31.10.2014 издано постановление «О предоставлении в аренду ООО «Сходня» земельного участка». Администрацией и ООО «Сходня» 11.11.2014 подписан договор аренды земельного участка. В результате раздела земельного участка площадью 30545 кв.м образованы 5 земельных участков.
ООО «Сходня» 26.12.2014 направило в Администрацию г. Химки письмо о предоставлении в аренду пяти новых земельных участков. Администрацией 30.03.2015 издано постановление «О предоставлении земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, в аренду».
Постановлением от 17.04.2015 Администрация дала согласие МП «Аукцион-Сервис» на продажу Имущества и трёх земельных участков. Администрация, МП «АукционСервис» и ООО «Сходня» 18.05.2015 подписали договор купли-продажи трёх земельных участков. Доказательств ведения МП «Аукцион-Сервис» какой-либо деятельности с использованием Нежилых помещений и Земельных участков, не представлено. ООО «Сходня» и ООО «Медицина-Сходня» 14.03.2016 подписали договор купли-продажи земельного участка и расположенных на нем зданий. С даты получения нежилых помещений в пользование ООО «Сходня» и ООО «Медицина-Сходня» лицензии на ведение медицинской деятельности по адресу местонахождения имущества не получили, соответственно медицинской деятельности в помещениях не вели.
Как указывает ФАС, деятельность, которая велась ООО «Сходня» и ООО «Медицина-Сходня», связана исключительно с межеванием (разделением) земельных участков; доказательств, указывающих на то, что ООО «Сходня» и ООО «Медицина-Сходня» до 27.09.2017 предпринимали какие-либо действия, направленные на получение лицензии и ведение хозяйственной деятельности, не имеется. Также на момент заключения договоров аренды недвижимого имущества ООО «Сходня» и ООО «Медицина-Сходня» имели лицензию на осуществление медицинской деятельности по другим адресам.
По мнению ФАС, такая последовательность действий, совершенная в промежуток времени с мая 2012 по март 2016 г. указывает на то, что Администрацией, ООО «Сходня» и ООО «Медицина-Сходня» было достигнуто устное соглашение о передаче Земельных участков без проведения конкурентных процедур, и продажи его хозсубъектам, что привело к ограничению конкуренции.
Приведенные выводы ФАС суд счел ошибочными. Суд указал, что передача государственного или муниципального имущества без проведения торгов возможна организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. При обращении в Администрацию к заявлению о заключении договора аренды ООО «Сходня» была приложена лицензия на осуществление медицинской деятельности. Получить лицензию для осуществления медицинской деятельности по определенному адресу компания могла только после приобретения права собственности на недвижимость, что она и сделала.
Отменяя постановление суда апелляционной инстанции, кассация отметила, что суды не соотнесли площади земельных участков и площадь застройки находящихся на них объектов недвижимости, какие-либо градостроительные и иные требования, предъявляемые к эксплуатируемым объектам недвижимости не привели, равно как и проекты планировки и развития территории соответствующего населенного пункта, что представляют собой названные объекты не указали, на каких земельных участках какие объекты находятся также не отметили. Ссылаясь на то, что земельные участки предоставлялись для строительства и эксплуатации лечебно-реабилитационного центра, использование которого предполагает использование земли не только под зданиями центра, но и для обеспечения оздоровительных мероприятий пациентам на открытом воздухе, суды также не указали, в какой части должна приниматься территория, необходимая для таких оздоровительных мероприятий. суды не выясняли, когда выполнялись строительные работы, работы по реконструкции, когда они были завершены. Если земельные участки предоставлялись для строительства и эксплуатации лечебно-реабилитационного центра, как указали суды, то остался не разрешенным вопрос о том, чем была обусловлена необходимость в предоставлении без проведения торгов данных участков именно в собственность в 2015 году, был ли построен и введен в эксплуатацию к этому моменту лечебно-реабилитационный центр. (Дело № А40-3626/19)