Источник изображения

Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Ростовские тепловые сети», подтвердив тем самым решения суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункт 3 части 1 статьи 17 №135-ФЗ, выразившегося в ограничении права участника закупки ООО «Объединенный расчетный центр» и создали преимущественные условия для ООО «Расчетный центр Астрахани».
Судами установлено, что предметом закупки является оказание услуг по расчетам с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домах за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, а именно совершение юридических и иных действий по начислению и получению (взысканию) платы за коммунальные услуги.
В пункте 5 раздела 1 Документации о закупке установлено одно из требований к участнику размещения заказа: наличие у него офисов в г. Ростов-на-Дону, г. Астрахань, г. Волжский Волгоградской области для организации приема потребителей. Основанием для принятия решения явились выводы ФАС о том, что действия Заказчика по установлению в документации о закупке требования о наличии офисов в городах Ростов-на-Дону, Астрахань, Волжский ограничили права участника закупки ООО «Объединенный расчетный центр» и создали преимущественные условия для ООО «Расчетный центр Астрахани», ООО «Расчетный центр Волжский», ООО «Расчетный центр Ростов-на-Дону», ООО «Расчетный центр южного округа».
Как указали суды, целью проведения конкурса является не обеспечение максимально широкого круга участников, а удовлетворение потребностей населения в рассматриваемых услугах, обеспечения удобства и сокращения расходов потребителей. Таким образом, данный критерий был обусловлен имеющимся у Заказчика законным интересом в получении услуг его уставной деятельности в разных регионах. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о незаконности решения ФАС. Суд первой инстанции посчитал, что поскольку ООО «Расчетный центр Астрахани», ООО «Расчетный центр Волжский», ООО «Расчетный центр Ростовна-Дону», ООО «Расчетный центр южного округа» представляют собой «группу лиц», Заказчик, не отклонив коллективную заявку, нарушил требования пункта 3 части 1 статьи 17 №135-ФЗ, поскольку указанные действия, привели к ограничению прав участника закупки — ООО «Объединенный расчетный центр» и создало преимущественные условия для ООО «Расчетный центр Астрахани», ООО «Расчетный центр Волжский», ООО «Расчетный центр Ростов-на-Дону», ООО «Расчетный центр южного округа». Суд апелляционной инстанции пришел к иным выводам.
Как указала апелляция, установление факта наличия группы лиц в составе одного участника закупки является недостаточным для признания заказчика нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 № 135-ФЗ, поскольку не свидетельствует об ограничении, недопущении, устранении конкуренции или возможности наступления таких последствий. Возможность нескольким юрлицам принимать участие в качестве одного участника закупки предусмотрена № 223-ФЗ. Указанное в Положении о закупках ограничение распространяется на отдельных участников закупки, входящих в группу лиц, и подавших самостоятельные заявки, поскольку такие действия могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, сговору на торгах. Поскольку при подаче заявки несколькими объединившимися для участия в закупке лицами такие лица образуют одного участника закупки и именно на такого участника распространяются требования, установленные для участников закупки, то угрозы конкуренции не имеется. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о неправомерности решения ФАС. (Дело № А06-294/2018)