Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» (Республика Татарстан), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против учреждения по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 № 135-ФЗ, выразившегося в навязывании экономически или технологически необоснованных завышенных цен на оказываемые услуги по оформлению, выдаче и учету медицинской книжки (1 шт.) и гигиенической аттестации работников, прошедших гигиеническую подготовку в сторонних организациях (на 1 чел.).
Основанием для вынесения решения ФАС послужило обращение АНО «Центр Гигиенического обучения населения» по вопросу законности действий ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» относительно увеличения цен за оказываемые услуги в рамках договора с АНО «Центр Гигиенического обучения населения» от 31.01.2013 №112. ФАС установлено, что данный договор расторгнут ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в одностороннем порядке, что явилось препятствием для исполнения контракта, выигранного АНО «Центр гигиенического обучения населения» по результатам проведения электронного аукциона от 07.08.2018, предметом которого являлось оказание услуг по проведению профессиональной гигиенической подготовки (санитарный минимум) по установленным дифференцированным программам и аттестации с последующим внесением результатов аттестации в личную медицинскую книжку (ЛМК) в 2018 году. Заказчиком данного аукциона являлся ГАУЗ «Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер». Начальная (максимальная) цена контракта составила 750 000 руб. На участие в аукционе были допущены заявки участников АНО «Центр гигиенического обучения населения, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ», ООО «САВАНД». Победителем аукциона был объявлен АНО «Центр гигиенического обучения населения» с наименьшим ценовым предложением (525 000 руб.). ГАУЗ «Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер» (заказчик) и АНО «Центр гигиенического обучения населения» (исполнитель) был заключен государственный контракт на оказание услуг от 03.09.2018.
ФАС установлено наличие договорных отношений между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» и АНО «Центр гигиенического обучения населения» еще с 2013 года. В соответствии с приложением № 1 к договору от 01.01.2013 № 112 стоимость выполнения работ (оказания услуг) составила: — проведение среди лиц, прошедших у заказчика профессиональную гигиеническую подготовку (обучение) (далее — декретированный контингент), аттестации по профессиональной гигиенической подготовке и заполнению соответствующей графы личной медицинской книжки – 30 рублей 00 копеек за каждого аттестованного человека; — оформление личных медицинских книжек декретированному контингенту — 150 рублей 00 копеек за каждую личную медицинскую книжку. На протяжении 5 лет стоимость услуг изменениям не подвергалась. Позднее, 03.09.2018 (в день заключения государственного контракта по результатам аукциона) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в адрес АНО «Центр гигиенического обучения населения» было направлено письмо, уведомляющее об увеличении цен на оказываемые услуги до 250 рублей 00 копеек и 300 рублей 00 копеек. Письмом от 27.09.2018 АНО «Центр гигиенического обучения населения» обратилось к ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» с просьбой о необходимости не создавать препятствия для исполнения контракта и дальнейших обязательств по договору и сохранения сотрудничества на условиях договора № 112, заключенного между организациями 31.01.2013. В ответ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» направило уведомление о расторжении договора на проведение возмездных работ (оказание услуг) от 31.01.2013 № 112 в одностороннем порядке с 19.11.2018.
Суды признали недоказанными выводы ФАС об установлении учреждением стоимости оказываемых услуг без учета экономической и технологической обоснованности и навязывании завышенных цен на оказываемые услуги АНО «Центр гигиенического обучения населения». ФАС не были учтены все существенные обстоятельства, а также не были оценены и опровергнуты представленные учреждением в обоснование цены на спорные виды услуг доказательства и расчеты.
Суды отметили, что учреждение при издании приказа от 03.08.2018 не могло предполагать, что ГАУЗ «Республиканский клинический кожновенерологический диспансер» будет проводить указанный аукцион. Суды признали, что учреждением предпринимались меры, направленные на урегулирование спорного вопроса.
Также судами отмечено, что превышение стоимости по оформлению ЛМК (с учетом налога на добавленную стоимость) по ФБУЗ в сравнении с другими субъектами РФ является незначительным, а в сравнении с отдельными субъектами цена ниже. При этом цена на гигиеническую аттестацию по ФБУЗ гораздо ниже цен в иных субъектах РФ. Несмотря на то, что прейскурант цен был обновлен на основании приказа от 03.08.2018, фактически стоимость оказываемых спорных платных услуг для всех граждан, юридических лиц и предпринимателей, была установлена введением в действие Приказа от 14.04.2015, то есть, спорные цены фактически действовали уже с 2015 года и были едиными для всех обращающихся. То обстоятельство, что для АНО при взаимоотношениях с учреждением применялись прежние цены, установленные еще при заключении договора в 2013 году, не свидетельствует о наличии признаков необоснованного завышения цен. (Дело № А65-29524/2019)