Источник изображения

Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против МУП «Предприятие автомобильных дорог» (Республика Татарстан), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против предприятия по признакам нарушения статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к навязыванию услуг МУП «ПАД» арендаторам муниципального имущества. Постановлением ФАС предприятие было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 404 980 рублей 80 копеек
МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан» заключает типовые договоры аренды муниципального имущества (помещения в подземных переходах) с хозсубъектами. В 2017 году Исполком заключил 258 договоров аренды нежилых помещений в подземных переходах г. Набережные Челны. Договорами аренды предусмотрена обязанность арендаторов заключать договоры на возмещение коммунальных и общеэксплуатационных услуг с исполнителем по муниципальному контракту под угрозой расторжения договора аренды муниципального имущества. В 2016-2018 годах муниципальные контракты на выполнение работ по текущему содержанию, ремонту и техобслуживанию автодорог местного значения и подземных переходов в г. Набережные Челны заключались исключительно с предприятием. Исполкомом утверждена стоимость услуг предприятия на обслуживание и содержание 1 кв.м. подземных пешеходных переходов на 2017 год, которая составляет 388,1 руб. Данная стоимость включает в себя зарплату, отчисления на соцстрахование, работу механизмов по технологии, материалы, накладные расходы. Кроме того, предприятие предоставляет арендаторам нежилых помещений в подземных переходах в города услуги по санитарно-техническому обслуживанию. Прием бытовых отходов для дальнейшего захоронения, обезвреживания и утилизации осуществляется на основании контракта от 24.01.2018, заключенного между предприятием и ООО «ПЭК». Дератизационные, дезинсекционные работы в подземных переходах осуществляется на основании договора от 19.12.2017, заключенного предприятием и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан». Холодное водоснабжение и водоотведение в подземных переходах осуществляется на основании договора от 16.01.2018, заключенного между предприятием и ООО «ЧЕЛНЫ ВОДОКАНАЛ».
ФАС, проанализировав условия договоров, заключенных между арендаторами и предприятием, а также муниципальных контрактов на выполнение работ по текущему содержанию, ремонту и техобслуживанию автодорог местного значения и подземных переходов, пришла к выводу о том, что часть работ оплачивается одновременно арендаторами и Исполкомом. Между тем согласно постановлениям Исполкома от 11.01.2016 и от 29.04.2015, подземные переходы г. Набережные Челны изъяты из хозведения заявителя и включены в состав муниципальной казны.
Суды пришли к выводу о том, что установленные ФАС обстоятельства, не являются квалифицирующим признаком статьи 16 № 135-ФЗ, не указывают на наличие соглашения между органами государственной власти субъекта РФ исубъектом.
Как отметили суды, заключение вышеуказанных муниципальных контрактов происходит на основе конкурентных способов, предусмотренных №44-ФЗ. Поэтому организацией, обслуживающей подземные пешеходные переходы может стать любая организация, ставшая победителем аукциона. Никаких указаний, что договоры на возмещение коммунальных и общеэксплуатационных услуг должны заключаться конкретно с предприятием, типовые договоры аренды муниципального имущества (помещений в подземных переходах) не содержат. Включение в договоры аренды обязанности в 10-дневный срок с момента подписания договора заключить договоры на возмещение коммунальных и общеэксплуатационных услуг, связанных с содержанием муниципального имущества с организацией, обслуживающей данное имущество, само по себе не подтверждает наличие факта согласованного поведения сторон. Наличие долгосрочных договорных отношений между предприятием и исполкомом также само по себе не образует состава нарушения статьи 16 №135-ФЗ и не может являться подтверждением совершения их сторонами согласованных действий, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции. (Дело № А65-27080/2018)