Источник изображения

Арбитражный суд Северо-Западного округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга», отменив тем самым решения предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против фонда по признакам нарушения статьи 17 №135-ФЗ, выразившегося во включении положения в Документацию об аукционе, что привело к невозможности подачи заявок претендентами на участие в аукционе по аренде госимущества.
ИП Соловьев М.А. обратился в ФАС с жалобой на действия организатора торгов — АО «Фонд имущества» при проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды. Фондом (организатором торгов) в документации о спорном аукционе указано, что задаток перечисляется на расчетный счет Фонда, в «Банк Санкт-Петербург», и должен поступить на указанный счет не позднее 07.12.2018. При этом прием заявок на участие в аукционе заканчивается 10.12.2018.
ФАС сочла, что действия организатора торгов по включению данного положения в документацию об аукционе привело к невозможности подачи заявок после 07.12.2018, что ограничивает конкуренцию и является нарушением части 1 статьи 17 №135-ФЗ.
Суды двух инстанций согласились с данным выводом, и признали решение ФАС соответствующим законодательству. Между тем, по мнению кассации, судами не было учтено следующее. Из анализа вышеприведенных положений Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав в отношении гос- или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС от 10.02.2010 №67 усматривается, что данный нормативный акт не определяет специальных правил установления предельного срока поступления задатка на расчетный счет организатора торгов по отношению к дате окончания приема заявок на участие в торгах. В этом случае (в отсутствие правовой регламентации по указанному вопросу) правоприменительная практика должна отвечать основам правопорядка, в данном случае задачам и целям конкурсной процедуры публичных торгов, которые четко регламентированы в статье 447 ГК РФ и статье 17 №135-ФЗ.
Фонд в доказательство соблюдения им принципа добросовестной конкуренции в ходе проведения аукциона, приводило аргументированные доводы, обосновывающие спорное положение аукционной документации об установлении различных сроков окончания перечисления задатка (07.12.2018) и приема заявок (10.12.2018). Фонд пояснил, что время работы Фонда в пятницу (07.12.2018) сокращено на один час, и с целью предоставления возможности подачи заявки тем участникам, которые перечислили задаток в последний установленный день (в пятницу), принято решение установить днем окончания подачи заявок следующий рабочий день – понедельник (10.12.2018).
Мотивов, по которым данные пояснения не были приняты ФАС, решение службы не содержит. При этом доказательств того, что фонд, устанавливая разницу в датах внесения задатка и приема заявок 1 рабочий день) действовало неразумно, нарушило интересы потенциальных покупателей, ФАС не представлено. Обоснований невозможности Соловьевым М.А. принять участие в рассматриваемом аукционе именно по причине установления разных дат перечисления задатка и окончания приема заявок ФАС ни в оспоренном решении, ни в ходе разбирательства по делу не привела. Между тем согласно Извещению о проведении рассматриваемого аукциона период, установленный организатором торгов для перечисления задатка, составил 43 дня, что значительно превышает минимальный срок, регламентированный пунктом 103 Правил № 67, и является достаточным для принятия претендентами решения об участии (неучастии) в торгах. Таким образом, кассация пришла к выводу о том, что решение ФАС нельзя признать законным и обоснованным. (Дело № А56-9928/2019)