Источник изображения

Арбитражный суд Уральского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Отдела образования администрации Гайского городского округа Оренбургской области, подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. В этом деле ФАС назвала ограничивающего конкуренцию сговором проведение совещания с одной компанией. ФАС не смутил тот факт, что другие компании были приглашены и иные участники, но не пришли.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против отдела образования по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в достижении устного антиконкурентного соглашения и в последующей его реализации посредством заключения договоров поставки Гайским РАЙПО с некоторыми образовательными учреждениями, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке поставок продуктов питания в образовательные учреждения.
Согласно реестру договоров на поставку товаров, в 2016 году общеобразовательными и дошкольными учреждениями Гайского городского округа были заключены договоры на поставку продуктов питания более чем с 15 хозяйствующими субъектами, которые могут быть потенциальными конкурентами Гайского РАЙПО. К действиям, осуществленным отделом образования с нарушением статьи 16 №135-ФЗ, ФАС отнесла проведение совещания с участием представителя Гайского РАЙПО, указание начальником отдела образования Гайского городского округа подведомственным учреждениям на заключение договоров поставки продуктов питания с Гайским РАЙПО.
Суды исходили из того, что ФАС не представлено бесспорных доказательств наличия в действиях отдела образования нарушения №135-ФЗ, поскольку материалами дела не подтвержден факт участия Гайского РАЙПО в запрещённом соглашении, а действия отдела образования Гайского городского округа, в отсутствие другой стороны соглашения, ошибочно квалифицированы по пункту 4 статьи 16 №135-ФЗ. При этом судом отмечено, что нарушение в виде дачи указания своим подведомственным организациям по определению конкретного поставщика следовало квалифицировать и доказывать ФАС по части 1 статьи 15 №135-ФЗ.
Нарушение антимонопольного законодательства, по мнению ФАС, выразилось в том, что отдел образования Гайского городского округа и Гайское РАЙПО достигли устного антиконкурентного соглашения, в результате которого последнее получило преимущество в осуществлении деятельности по поставке продуктов питания в образовательные учреждения. При этом, как отмечает ФАС, некоторые образовательные учреждения Гайского городского округа после совещания у начальника отдела образования, на котором давалась рекомендация заключить договоры на поставку продуктов питания, выполнили её.
Суд, установив, что ФАС не доказано наличие причинно-следственной связи между проведением совещания с участием представителя Гайского РАЙПО и возможностью влияния последнего на ограничение конкуренции с учетом того, что решение о выборе поставщика принимает не Гайское РАЙПО и не отдел образования Гайского городского округа, а сами образовательные учреждения, принимая во внимание, что приглашения на совещание, состоявшееся 13.01.2016, получили не только представитель Гайское РАЙПО, но и другие потенциальные поставщики, которые проигнорировали приглашение на совещание и не участвовали в нём. То есть ФАС не приведено достаточных доказательств совершения сторонами запрещённого соглашения, в соответствии с которым посредством заключения новых договоров Гайским РАЙПО некоторым образовательным учреждениям были бы произведены неконкурентные поставки продуктов питания, отменил решение ФАС. (Дело № А47-623/2018)