Источник изображения

Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения (Республика Татарстан), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Исполкома по признакам нарушения части 1 статьи 16 №135-ФЗ, что выразилось в заключении и реализации соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке теплоснабжения.
Решением суда от 20.06.2016 АО «ОИС» было признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство. АО «ОИС» до 2016 года являлось единой теплоснабжающей организацией на территории поселка Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан. Теплоэнергия АО «ОИС» приобреталась у филиала ОАО «ТГК-16» (Казанская ТЭЦ-3), а также производилась самостоятельно двумя котельными, принадлежавшими на праве собственности АО «ОИС». В собственности АО «ОИС» находились внутриквартальные тепловые сети, а также в пользовании теплосети, принадлежащие Исполкому Осиновского сельского поселения. Постановлением Главы поселения от 11.12.2015 № 18 была утверждена схема теплоснабжения до 2035 года по поселку. Согласно Протоколу Совета Зеленодольского муниципального района от 12.05.2016, руководителю Исполкома Осиновского поселения Гайнуллину А.Ф. было поручено подписание концессионного соглашения по теплоснабжению поселка.
Постановлением № 7 Главы Осиновского поселения принято решение заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения между Исполкомом и ООО «ОТК» от 13.05.2016 на 25 лет. При этом, объектом концессионного соглашения является, в том числе, имущество, находящееся в собственности АО «ОИС», согласно Плану приватизации ГУП Республики Татарстан «Осиновское многоотраслевое производственное предприятие ЖКХ (Инженерные сети)» от 01.09.2005. Постановлением Исполкома от 23.08.2016 статус Единой теплоснабжающей организации на территории поселения был присвоен ООО «ОТК».
На основе указанных обстоятельств ФАС пришла к выводу о том, что концессионное соглашение, заключенное с ООО «ОТК» является ничтожным, поскольку подписано неуполномоченным лицом. В результате ФАС пришла к выводу о заключении между лицами антиконкурентного соглашения. Данное соглашение создает для ООО «ОТК» преимущественный доступ на рассматриваемый товарный рынок; создает непосредственные препятствия АО «ОИС» в осуществлении деятельности, а также в реализации права на распоряжение принадлежащим ему на законном основании имуществом. Кроме того, рассматриваемые действия могли ограничить иных (потенциальных) участников рынка — владельцев технологически присоединенных объектов теплоснабжения к объектам теплоснабжения Осиновского поселения: АО «Энергоцентр «Майский» и ОАО «ТГК-16» (Казанская ТЭЦ-3). Также в связи с банкротством АО «ОИС» — лицо, приобретающее сети теплоснабжения АО «ОИС» (в настоящем случае — ООО «ПЭСТ»), так как ООО «ОТК» отказалось от самостоятельных действий по приобретению указанных объектов, чем выразило нежелание осуществлять деятельность по передаче теплоэнергии посредством рассматриваемого имущества.
Судами установлено, что право собственности третьего лица на имущество, являющееся предметом концессионного соглашения, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 10.03.2017. Следовательно, как указали суды, Осиновский Исполком правомерно распорядился бесхозяйным имуществом, зарегистрированным позднее за АО «ОИС», включив его в состав иного имущества в концессионное соглашение. Также судами были отклонены доводы ФАС о нарушении органами МСУ антимонопольного законодательства при выборе единой теплоснабжающей организации (ЕТО), о предоставлении ООО «ОТК» органами МСУ доступа на рынок теплоснабжения Осиновского поселения в приоритетном порядке путем наделении ООО «ОТК» статусом ЕТО, о нарушении процедуры выбора ЕТО.
Суды также отметили, что в связи с непоступлением заявок в установленный срок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, была актуализирована схема теплоснабжения Осиновского поселения до 2035 года. Данное постановление было размещено на официальном сайте поселения, а также в газете «Зеленодольская правда», на 2018 год.
По результатам публичных слушаний по вопросу утверждения «Схемы теплоснабжения Осиновского поселения до 2035 года» было рекомендовано утвердить схему теплоснабжения. Также судами была отклонена ссылка ФАС на то, что в схеме теплоснабжения поселения на 2013-2030 годы указано о соответствии АО «ОИС» критериям ЕТО и отсутствуют упоминания об ООО «ОТК». Как указали суды, ООО «ОТК» как теплоснабжающая организация была зарегистрирована 02.11.2015, соответственно и упоминания о ней в схеме теплоснабжения на 2013-2030 годы отсутствовали. При этом на момент актуализации схемы теплоснабжения до 2035 года в отношении АО «ОИС» была инициирована процедура банкротства и АО «ОИС» утратило способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения. В этой связи утратило статус ЕТО.
Впоследствии после выбора организации, способной в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в с. Осиново и заключения с ней концессионного соглашения, статус ЕТО был присвоен ООО «ОТК». Суды признали, что соглашение от 13.05.2016 заключено в соответствии с разделом 2 «Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации» Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в РФ…», и не может создавать для ООО «ОТК» преимущественного доступа на рассматриваемый товарный рынок, а также создавать препятствия иным организациям. Судами было указано, что ФАС не представила доказательства, свидетельствующие о наличии соглашения, приведшего к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. (Дело № А65-19940/2019)