Арбитражный суд Дальневосточного округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против управляющей организации по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в навязывании потребителям (собственникам (нанимателям) помещений) перечисления денежных средств за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) непосредственно на расчетный счет ресурсоснабжающей организации ПАО «Камчатскэнерго» в отсутствие решения собрания собственников жилья.
Суд счел правомерными выводы ФАС, указав, что навязывание потребителям требований о перечислении денежных средств за услуги горячего водоснабжения и отопления на расчетный счет общества «Камчатскэнерго», фактический отказ управляющей организации от осуществления своих функций на рынке услуг управления эксплуатацией жилого фонда, допуск к осуществлению названных функций посторонних, с точки зрения ответственности перед жильцами, лиц, привело к изменению общих условий обращения товара на товарном рынке и нарушает положения пункта 1 части 4 статьи 11 №135-ФЗ. Вместе с тем суд признал недействительными решения ФАС по мотиву принятия их за пределами сроков давности рассмотрения дел нарушении антимонопольного законодательства.
Как установили суды, дополнительным соглашением ПАО «Камчатскэнерго» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «УЖКХ» (управляющая организация) внесли в заключенный между ними договор теплоснабжения условия о порядке расчетов за тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые в многоквартирные дома, согласно которым с 01.03.2013 оплата за теплоэнергию и теплоноситель, потребленные в расчетном периоде, осуществляется путем уступки управляющей организацией у ресурсоснабжающей организации в полном объеме своих прав на получение денежных средств по оплате коммунальных услуг с потребителей.
Далее между ресурсоснабжающей организацией (исполнитель) и управляющей организацией (заказчик) был заключен договор оказания услуг, предметом которого является выполнение за плату комплекса работ по расчету размера платы, изготовлению и доставке платежных документов потребителям, организация сбора и перечисления поступающих платежей от потребителей за отопление и горячее водоснабжение. Факт заключения дополнительного соглашения (в части расчетов потребителей за коммунальные услуги) к договору теплоснабжения без соответствующего волеизъявления на это собственников помещений МКД в виде решения общего собрания, ФАС расценила как навязывание потребителям услуги о перечислении денежных средств за отопление и горячее водоснабжение напрямую ресурсоснабжающей организации. Суды признали правильными выводы ФАС, учитывая, что соглашение о порядке внесения платы за оказание ЖКУ и фактический порядок его исполнения непосредственно затрагивают права и интересы физлиц, вносящих данную плату, навязывают данной категории лиц невыгодные для них условия, не относящиеся к предмету договора.
Суд пришел к выводу о том, что переход прав требования к потребителям от управляющей организации к ресурсоснабжающей возможен, однако, при этом он не должен приводить к изменению статуса получателя платы за ЖКУ без принятого решения собственников помещений.
Вместе с тем, соглашаясь с фактом нарушения со стороны компаний, но признавая решение и предписание ФАС недействительными, суды исходили из истечения срока давности. Дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении 3 лет со дня совершения нарушения, а при длящемся нарушении — со дня окончания нарушения или его обнаружения. Судами установлено, что вмененное нарушение является совершенным (законченным) с момента заключения допсоглашения от 06.03.2013 к договору теплоснабжения от 16.07.2012 и договора оказания услуг от 06.03.2013. Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено ФАС 10.10.2017 (дата издания приказа), то есть по истечении трех лет со дня совершения нарушения. (Дело № А24-310/2018)