Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» (г. Волгоград), подтвердив тем самым решение апелляционной инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против предприятия по признакам нарушения статьи 16 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении и реализации соглашения, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции на рынке похоронных услуг. ФАС вынесла постановление о назначении предприятию административного штрафа в размере 720 853 рублей.
Суд исходил из того, что во исполнение постановления администрации города Волгограда от 22.07.2002 № 833 «О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде» департаментом городского хозяйства администрации Волгограда проведен конкурс на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела, на основании результатов которого администрацией города Волгограда издано постановление от 12.09.2002 № 1107 «О результатах конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде» и между департаментом и компанией 30.09.2002 сроком на 15 лет заключены возмездные договоры № 8/1 на обслуживание кладбищ и колумбариев, их текущее содержание и капитальный ремонт и № 12 на осуществление погребения граждан. Впоследствии между департаментом и компанией 14.03.2017 заключены дополнительные соглашения № 35 к договору № 12 и № 41 к договору № 8/1. Согласно пункту 1 дополнительного соглашения № 35 срок действия договора № 12 продлен до 30.09.2027. При этом департамент и компания пришли к соглашению о безвозмездном выполнении работ по погребению граждан с 01.03.2017. Договор был заключен сроком на 15 лет, то есть до 30.09.2017, затем продлен до 30.09.2027. Допсоглашения к договору заключены департаментом с компанией без проведения торгов.
Установив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции, не согласившись с выводами суда первой инстанции, поддержал позицию ФАС о том, что компания является единственным хозсубъектом, осуществляющим деятельность по обслуживанию кладбищ и колумбариев, их текущему содержанию и капремонту на территории г. Волгограда. При принятии решения о продлении действия договора № 8/1 до 30.09.2027 департаментом не принимались во внимание иные потенциальные участники рынка и потенциальные желающие, заключить договоры на обслуживание муниципальных кладбищ, их текущее содержание и капремонт.
Таким образом, по мнению суда, департамент исключил возможность иных хозсубъектов принять участие в конкурентных процедурах отбора для заключения новых договоров на обслуживание кладбищ и колумбариев, их текущее содержание и капремонт, после истечения срока действия договора № 8/1, что позволило предприятию сохранить имеющийся у него преимущественный доступ на кладбища Волгограда до 30.09.2027 без прохождения конкурентных процедур. Суд признал, что, осуществив переход на безвозмездный порядок реализации договора № 8/1 и продлив срок его действия до 30.09.2027, департаментом и предприятием по сути заключен новый договор на новый длительный срок (10 лет) до 30.09.2027 без проведения конкурентных процедур. Суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае переход на безвозмездное оказание услуг стал не следствием отсутствия лимитов бюджетных средств, а являлся необходимым условием реализации антиконкурентного соглашения, установленного решением ФАС. (Дело № А40-231028/2018, Дело № А40-260404/19).