Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «УО «Челныстройремонт» (г. Набережные Челны), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Компания является малым предприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при взимании платы за предоставление коммунальной услуги (горячее водоснабжение).
Согласно позиции ФАС, нарушение выразилось в том, что компания, занимая доминирующее положение на рынке услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, неправомерно производила начисление платы жилищно-коммунальной услуги (ЖКУ) по горячему водоснабжению, самостоятельно рассчитывая норматив расхода тепловой энергии (показатель необходимый для формирования размера платы). Однако по мнению ФАС, установление нормативов потребления коммунальных услуг отнесены к исключительной компетенции уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ.
В результате анализа состояния конкурентной среды ФАС сделала вывод о том, что компания занимает на рынке услуг по предоставлению жилищно-коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений, долю равную 100%. Таким образом, компания является единственным продавцом ЖКУ в доме, управление которым она осуществляет. Признавая решение ФАС необоснованным, суды учли, что хозсубъект не может быть признан занимающим доминирующее положение в границе дома (нескольких домов), находящихся под его управлением только потому, что он является единственной организацией, выбранной собственниками, поскольку собственники помещений могут в любое время изменить способ управления многоквартирным домом и выбрать другой хозяйствующий субъект для управления многоквартирным домом. Географическими границами рынка являются административные границы муниципального образования (с уточнением географических границ в каждом конкретном случае). При этом, как указали суды, в решении ФАС отсутствуют выводы о том, что компания является единственной на товарном рынке управляющей организацией.
Установив, что границы товарного рынка определены ФАС без учета указанных нормативных положений, суды пришли к выводу, что аналитический отчет не может являться основанием для признания компании лицом, занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара. (Дело № А65-8540/2018)