Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создала в нашей стране противоречащую мировому опыту и здравому смыслу систему госзакупок, главными особенностями которой является аукционный крен и бессмысленный процедурный контроль вместо контроля результата. Одним из следствий этого является имитация конкуренции на торгах, а по факту в госзакупках только растет монополизация, «короли госзаказа» выдавливают малый и средний бизнес. Одобряя увеличение арифметического числа участников торгов за счет фирм-дублеров и однодневок, ФАС никак не препятствует реальной монополизации в закупках.
Так, одна из крупнейших госкомпаний – ПАО «Ростелеком» — недавно монополизировала свои закупки на одной электронной торговой площадке – ЕЭТП – в то время как в прошлом году закупки осуществлялись на трех ЭТП: СЭТ-онлайн, ОТС и ЕЭТП.
Монополизация часто приводит к картельным сговорам, и вот в офисах «Ростелекома» прошли следственные действия на их предмет.
В силу различных обстоятельств ПАО «Ростелеком» является одним из крупнейших участников в системе госзакупок, выступая не только в качестве заказчика, но и в качестве поставщика, т.к. основным направлением деятельности ПАО «Ростелеком» является предоставление телекоммуникационных услуг, в том числе государственным заказчикам. Помимо основного направления деятельности, ПАО «Ростелеком» выступает в роли поставщика в закупках по различным видам деятельности.
При этом, выступая в роли поставщика, он не является исполнителем работ, а использует субподрядные организации. В большинстве подобных закупок, проводимых в соответствии с №44-ФЗ, ПАО «Ростелеком» является единственным участником в процедуре определения поставщика, либо в процедуре участвует только один другой участник, который предлагает цену за выполнение работ, уменьшенную на 0,5% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). После победы ПАО «Ростелеком» проводит процедуру закупки в соответствии с №223-ФЗ с целью определения субподрядчика для выполнения указанных работ. В большинстве случаев определение субподрядчика производится путем заключения договора с единственным поставщиком.
Аналогичным образом были проведены несколько госзакупок, в которых ПАО «Ростелеком» выступил в роли посредника: 18.05.2020 года заказчиком Государственное казенное учреждение (ГКУ) Республики Карелия «Центр компетенции по вопросам городской среды и энергосбережения» была опубликована закупка на «капитальный ремонт в зданиях Государственных бюджетных учреждений (ГБУ) Лоухского района Республики Карелия по выполнению работ по замене энергоемких приборов освещения на светодиодные» (Закупка № 0806500000520000044, ИКЗ: 202100134075610010100100550014321243). НМЦК — 10 670 858,96 руб. Единственным участников аукциона было ПАО «Ростелеком», снижение цены составило 0,5%. 08.06.2020 года между государственным заказчиком и ПАО «Ростелеком был заключен контракт на сумму 10 617 504,66 руб.
22.06.2020 года ПАО «Ростелеком» заключило договор с субподрядчиком на «выполнение работ по капитальному ремонту в зданиях ГБУ Лоухского района Республики Карелия по выполнению работ по замене энергоемких приборов освещения на светодиодные» (Договор № 57707049388200037370000). Определение субподрядчика было осуществлено в соответствии с №223-ФЗ путем закупки у единственного поставщика. Цена договора составила 9 070 230,12 руб., что на 1 600 628,84 руб. меньше, чем контракт между ПАО «Ростелеком» и государственным заказчиком.
Аналогичный случай был установлен ранее: 29.11.2019 года заказчиком ГКУ Республики Карелия «Центр компетенции по вопросам городской среды и энергосбережения» была опубликована закупка на «Капитальный ремонт в зданиях ГБУ здравоохранения Республики Карелия «Пряжинская центральная районная больница» по замене энергоемких приборов освещения на светодиодные» (Закупка № 0806500000519000128, ИКЗ: 192100134075610010100100710014399243). НМЦК — 5 940 222,00 руб. ПАО «Ростелеком» был единственным участником. 09.12.2019 между государственным заказчиком и ПАО «Ростелеком» был заключен указанный контракт. ПАО «Ростелеком» 22.12.2019 заключило договор на «выполнение работ по замене энергоемких приборов освещения» (№ договора: № 57707049388190083790000). Цена договора — 4 752 177,00 руб., что на 1 188 045 руб. меньше, чем контракт между ПАО «Ростелеком» и государственным заказчиком.
Одним из последних случаев подобных действий ПАО «Ростелеком» является следующий. 09.06.2020 ГКУ Республики Карелия «Центр компетенции по вопросам городской среды и энергосбережения» была опубликована закупка на «Капитальный ремонт в зданиях ГАПОУ РК «Северный колледж» Республики Карелия по замене энергоемких приборов освещения на светодиодные» (Закупка № 0806500000520000054). НМЦК — 13 119 875,3И руб. Заявки на участие в закупке были поданы от трех юридических лиц: ПАО «Ростелеком», ООО СК «Феникс», ООО «Энергомост Северо-Запад». По результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявка на участие в закупке от ООО «Энергомост Северо-Запад» была отклонена комиссией по причине представления выписки из реестра членов СРО, в которой не указан уровень ответственности члена СРО по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров. Эта формулировка указывает на отсутствие у участника допуска к заключению контрактов по результатам проведения закупок. В ходе проведения аукциона снижение цены составило 0,5%. Единственное предложение о снижении цены было сделано ПАО «Ростелеком». 29.06.2020 государственный контракт с ПАО «Ростелеком» был заключен, цена контракта — 13 054 275,92 руб. На следующий день (30.06.2020 г.) ПАО «Ростелеком» опубликовало закупку на «Выполнение работ по капитальному ремонту в зданиях ГАПОУ РК «Северный колледж» Республики Карелия по замене энергоемких приборов освещения на светодиодные» (Закупка № 32009281742). Начальная цена — 11 151 894,00 руб., что на 1 902 381,92 руб. меньше, чем цена контракта между ПАО «Ростелеком» и первоначальным заказчиком. Но в соответствии с протоколом подведения итогов от 13.07.2020, единственным участником было ООО ПК «Энергосбережение». В этой связи договор заключается по НМЦК, то есть 11 151 894 руб. Из открытых источников известно, что ООО ПК «Энергосбережение» и ООО «Энергомост Северо-Запад» входят в единую группу компаний, что означает тесную взаимосвязь между ними.
Вспомним, когда субъекты МСП, например небольшие строительные компании, выигрывая госконтракт, передавали часть (далеко не 99%) работ на субподряд, ФАС это называл доказательством сговора. Хотя именно в таких случаях поддерживается конкуренция, т.к. на рынке остаются обе компании. Однако когда крупная госкомпания получает госконтракты по максимальной цене, а потом передает все работы в размере 99% и более на субподряд, она очевидно является просто посредником. А те, кто реально выполняют работы, по каким-то причинам не участвуют в торгах по №44-ФЗ. И на эту ситуацию ФАС никак не реагирует.