Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ОАО «Центральная Пригородная пассажирская компания» (ППК, г. Москва), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ОАО «Центральная ППК» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок на территории г. Москвы, путем нарушения, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. ОАО «Центральная ППК»привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
В период с 15.07.2014 по 29.07.2014 по маршруту «Подольск — Бутово» действовал п. 147 приказа МПС России от 26.07.2002 № 30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте». Согласно приказу в проверяемый период использовались различные принципы формирования проездных документов. Так, расчет разовых проездных билетов происходил по зонному принципу, а расчет стоимости абонементного билета осуществлялся по километровому принципу. В результате чего, стоимость абонементного билета на расстоянии то 1-19 км отличалась от стоимости проезда по аналогичному числу разовых билетов: стоимость абонементного билета с применением километрового тарифа могла, как превышать стоимость нормативного количества поездок по разовым билетам, так и быть значительно ниже в зависимости от количества зон на маршруте.
Таким образом, согласно позиции ОАО «Центральная ППК», перевозчиком была обоснованно установлена стоимость абонементного билета по маршруту «Подольск — Бутово» в размере 890 руб.
Продажа проездных документов осуществляется через систему АСУ «Экспресс- 3». Собственником данной системы продаж является ОАО «РЖД» и услуги предоставляются в рамках договорных отношений. Обслуживание, доработка данной системы продаж осуществляется ОАО «РЖД», и ее работоспособность не зависит от ОАО «Центральная ППК».
Стоимость абонементного билета «рабочего дня» рассчитывается по тарифу, применяемому на соответствующем участке пригородного сообщения, из расчета 42 поездки в месяц, стоимость абонементного билета может быть установлена на уровне или ниже суммарной стоимости билетов для разовой поездки в одном направлении, оформленных в количестве и на условиях, аналогичных действию абонементного билета. Указанная редакция правил перевозок вступила в силу с 12.08.2014. Таким образом, с 12.08.2014 стоимость абонементного билета «Рабочего дня» на 1 месяц от станции «Подольск» до станции «Бутово» должна была составить 735 руб.
По мнению суда, ФАС справедливо обратила внимание на то, что ОАО «Центральная ППК» не обращалась в тарифные органы г. Москвы и Московской области по вопросу согласования внесения изменений в абонементное меню в связи с изданием Поручения № 258/1-П.
То обстоятельство, что из приложения № 2 к протоколу совещания заседания комиссии в перечне стоимости абонементных билетов в графах «абонементный билет рабочего дня» на один и три месяца и «абонементный билет ежедневно» на один, три и двенадцать месяцев для маршрутов расстоянием 1-19 км. стоят прочерки, не свидетельствует о том, что абонементы в спорный период не реализовывались. Это указывает лишь на технические особенности данного документа. В то же время, отсутствует какой-либо документ, — соответствующий протокол совещания, посвященный рассмотрению вопроса о реализации абонементов именно в спорный период, из которого было бы видно, что в соответствующем перечне также стояли бы прочерки.
По мнению суда, что довод ОАО «Центральная ППК» об автоматическом блокировании продаж абонементов на маршруте «Подольск — Бутово», чем ОАО «Центральная ППК» собственно, и обуславливает отсутствие в Приложении № 1 упомянутого маршрута, также носит голословный характер, поскольку соответствующих доказательств ОАО «Центральная ППК» антимонопольному органу не представила. При этом ОАО «Центральная ППК» настаивает, что наличие определенной информации о том, что спорные абонементы все же реализовывались, обусловлено особенностями системы продаж, в которой ОАО «Центральная ППК»участвует лишь косвенно, а также наличием противоречивой информации у пассажиров и в прессе.
ОАО «Центральная ППК», в соответствии с протоколом от 19.12.2014 на заседании комиссии по тарифному регулированию при Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области согласовала изменение абонементного меню. В меню не вошли абонементы, рассчитанные по километровому принципу и, согласно материалам дела и поступавшим заявлениям о прекращении продаж абонементных билетов с 01.01.2015, прекратила продажу абонементных билетов, рассчитанных по километровому принципу.
В этой связи ФАС прекратила рассмотрение дела № 1-10-2092/77-14, между тем признав факт нарушения оконченного на момент рассмотрения упомянутого дела антимонопольного законодательства. (Дело № А40-240198/16)