В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) рассказали о существовании региональных рынков, где возможна конкуренция между аэропортами и там тарифное регулирование могут отменить, на примере Московского авиаузла (МАУ). Если у владельцев аэропортов возникнет желание, то ФАС займется этим вопросом — определит границы услуги, а потом проверит на сколько аэропорты удалены друг от друга и доступны.
Мера в долгосрочной перспективе разумная, но дьявол в деталях. По мнению представителя компании «Новапорт», аэропорты Кубани не подходят, так как принадлежат одной компании («Базэл аэро»). Если либерализуют близкие друг к другу аэропорты Кубани то это означает дать монопольную власть одной компании, принадлежащей Олегу Дерипаске. А сама компания Новапорт обратилась бы за дерегулированием тарифов. Представители региональных аэропортов говорят, что эта идея здравомыслящая в первую очередь для тех кто реализует инвестпрограммы и там где плотность аэропортов высока. Аэропорты Урала и Поволжья слишком далеко друг от друга и не являются конкурентами. Либерализация МАУ уже привела к росту тарифов и жалобам.
Авиакомпании, которые выполняют рейсы из крупнейших московских аэропортов Домодедово и Шереметьево, сообщили о повышении тарифов на обслуживание. В связи с инфляцией и ослаблением курса рубля аэропорты Домодедово и Шереметьево поднимают тарифы на обслуживание в среднем на 15-20%. Как утверждают представители столичных аэропортов, российские аэропортовые сборы одни из самых низких, рост тарифов не опережает инфляцию. В настоящее время сборы для российских авиакомпаний в рублях, а для зарубежных перевозчиков в долларах по более высокому тарифу. Будет ли в связи с повышением тарифов для авиакомпаний подорожание авиабилетов? У каждой авиакомпании своя ценовая политика формирования стоимости авиабилетов и процентное соотношение расходов, заложенных в цену авиабилета, отличается, но, как правило, это очень низкий процент. Источники из аэропортов и авиакомпаний прогнозируют подорожание билетов на 50 – 100 рублей. Для многих авиапассажиров — это несущественная цена по сравнению с дополнительными услугами авиакомпаний и систем бронирования, где выбор места стоит 300 – 400 рублей, а стоимость страховки начинается от 400 рублей.
ФАС проводила проверку относительно возможного завышения тарифов выше инфляции на аэропортовые услуги в «Домодедово». Там соответствующий тариф выше, чем инфляция. Мы это, конечно, разбираем. И конечно, необоснованного повышения тарифов не допустим», — сказал руководитель ФАС Игорь Артемьев. Он также сообщил, что ФАС не собирается отказываться от дерегулирования тарифов на услуги московских аэропортов. «Мы не собираемся возвращаться обратно к регулированию Московского авиационного узла. Потому что дерегулирование — это вопрос исключительно принципиальной важности. Он способствует инвестициям и развитию всего Московского авиационного узла».
Ранее совладелец группы компаний S7 Наталия Филева сообщала, что обратилась в ФАС по поводу роста тарифов на аэропортовые услуги. По ее словам, после дерегулирования тарифов стоимость обслуживания перевозчика в «Домодедово» выросла на 20%. После этого министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что у московских аэропортов есть основания для повышения тарифов, но Минтранс и ФАС проверят обоснованность каждого конкретного решения. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин сказал, что аэропорты находятся в зоне риска, если они принимают решение о резком повышении дерегулированных тарифов. «Увеличение тарифов, если такие тарифы будут признаны монопольно высокими, либо дискриминационными, то за это можно получить существенные санкции, за нарушение антимонопольного законодательства — оборотный штраф. Вот нефтяные компании заплатили в свое время порядка 25 млрд. руб. Мы должны увидеть реакцию рынка, в первую очередь», — отметил Анатолий Голомолзин. Приказ ФАС, дерегулировавший сборы за взлет-посадку, авиабезопасность, стоянку судов и услуги аэровокзального комплекса в аэропортах Москвы, вступил в силу 21 февраля. С 21 марта ставка за авиабезопасность в аэропорту «Домодедово» составила 190 руб. (увеличение на 26 %), ставка за пользование услугами аэровокзала с 1 апреля достигла 65 руб. (увеличение на 43 %), сбор с пассажира внутренних линий увеличился на 26 %, до 180 руб., международных — на 23 %, до 200 руб., буксировка воздушного судна стала стоить на 39 % дороже — 5,1 тыс. руб.